«Мы в ответе за тех, кого приручили», – говорил Лис в романе Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». К сожалению, эта истина остается лишь на словах, но не на деле. Доказательство тому – жертвы догхантеров и браконьеров, экс-питомцы, побирающиеся по свалкам и помойкам, измученные четвероногие артисты в цирках, на которых делают деньги, томящиеся в неволе душных квартир тропические попугаи, обезьянки, тигры – живые игрушки богатых хозяев…
Безнаказанность порождается беззаконием. Федерального закона о защите животных до сих пор нет. Но есть законопроект, который полтора года назад был внесен группой членов Совета Федерации ФС РФ на рассмотрение Госдумы. Законопроект затрагивает очень широкий спектр проблем: ответственности владельцев за содержание питомцев, гуманного решения вопроса бездомных животных, контроля за незаконным содержанием редких и экзотических животных в частном владении, защиты прав животных в цирках и зоопарках, а также защиты человека от животных – в законопроекте предусмотрены положения о наказании для нерадивых хозяев, по вине которых произошла трагедия – к примеру, нападение собаки. Но, увы, пока законопроект на рассмотрении властей. Более того, в РФ до сих пор не ратифицирована международная конвенция о защите животных.
Но есть и другие дрессировщики, которые уповают на новый закон. Заслуженная артистка РСФСР, директор экологического фонда «Лосиный остров» Валентина Пантелеенко уже давно работает с медведями и не устает повторять: «Не дрессировка, а сотрудничество». Когда животным, выполняющим те или иные трюки, движет не страх перед наказанием, а желание общаться с человеком, понравиться ему. Сейчас на свою пенсию Валентина Ивановна содержит несколько мишек, в том числе огромного тянь-шаньского медведя Добрыню, который умеет сниматься в кино, играть в футбол и даже играть на губной гармошке.
В особой защите нуждаются четвероногие артисты-пенсионеры. Иногда отслужившие цирковые животные оказываются для цирка своего рода биологическим мусором – они голодают, болеют, не получают нужного ухода, а то и уходят на шкуры… Но ведь это же живые существа, которые когда-то трудились, катали детей на своих спинах, веселили и радовали зрителей! Как же так можно?! Валентиной Пантелеенко создан проект пансионата для животных-пенсионеров – центр «Медвежий лес». На территории в 5-6 гектаров животные смогут ощущать себя практически в естественных условиях, а дети – наблюдать за зверушками и узнавать много нового в рамках организованных экскурсий. Здесь же могут работать ученые-зоологи. Сейчас Валентина Ивановна очень надеется на помощь государства в поддержке центра.
По мнению другого дрессировщика медведей – Виктора Кудрявцева, с животными, особенно в цирке, должны работать только профессионалы. Нередко сегодня под именами известных цирков гастролируют самозваные артисты, устанавливающие в своих балаганчиках настоящий рабовладельческий строй для четвероногих артистов. Не хочется пересказывать все случаи, о которых писали в газетах, – это страшно… Более того, в каждом цирке, по мнению дрессировщика, должны работать защитники фауны, которые бы пресекали случаи жестокого и небрежного обращения с животными.
К счастью, есть надежда на подрастающее поколение. Сейчас все больше внимания уделяется экологическому воспитанию детей и подростков. В образовательных учреждениях читаются лекции о бережном отношении к природе, открываются мини-зоопарки и экологические центры. Такие центры есть в Московском дворце детско-юношеского творчества на Воробьевых горах, ГБОУ ЦО №354 ЦАО, детском саду №1655 ЮЗАО. «Я предлагаю учесть в законопроекте такое явление, как мини-зоопарки и экологические центры для детей, чтобы они попали в существующее правовое поле», – говорит Дмитрий Моргун, директор Московского эколого-биологического центра.
Сегодня, в наше безумное время, спасти этот мир могут только люди с врожденным и обостренным чувством сострадания к слабым и беззащитным. «Такие люди – национальное достояние», – очень верно отметил Илья Блувштейн, заместитель председателя Российского общества защиты животных «Фауна», член экспертного совета при комиссии Московской городской Думы по экологической политике. «Но нравственное отношение к животным не вопрос отдельных сердобольных людей, а проблема общества в целом, поэтому она должна быть отражена на законодательном уровне», – говорит член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев.
Многое уже делается на уровне регионов. Так, закон о защите животных был принят в Калужской области – об этом рассказала председатель правления Калужского регионального отделения Российского общества защиты животных «Фауна» Татьяна Гонтарь. Теперь же необходим выход на федеральный уровень. «Следует продолжать работу над механизмом защиты прав животных, и члены Совета Федерации готовы активизировать работу по продвижению закона в Государственной Думе», – заявил первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному управлению и делам Севера
Сергей Катанандов.
Маргарита ЧАПЛИНА