Земляк земляку всегда поможет
Землячество Донбасса в Москве самое многочисленное
Рассказывает первый вице-президент землячества, первый заместитель председателя фонда «Мы с тобой, Донбасс!» Петр АКАЕМОВ:
– Гуманитарную помощь жителям Донбасса мы оказываем с мая, когда там начались военные действия. Вначале помогали жителям Славянска и Краматорска, которые первыми пострадали от войны. На деньги, собранные членами землячества, закупали одежду, медикаменты, продукты питания. Вскоре несколько организаций предложили свою помощь. Мы создали на базе «Землячества донбассовцев» фонд «Мы с тобой, Донбасс!», провели пресс-конференцию, разместили информацию на нашем сайте, и к нам стали поступать деньги со всей России: от частных лиц, организаций, предприятий, банков. Все эти средства направляются на помощь беженцам.
Сегодня мы работаем по двум главным направлениям: гуманитарная помощь жителям Донбасса, которая идет к ним через Ростов-на-Дону, и материальная помощь беженцам, добравшимся до Москвы. Каждую неделю выдаем более 100 000 рублей: от 10 до 25 тысяч рублей на семью. Сумма зависит от ситуации. А она у каждого своя, хотя всех объединила одна беда – война.
Недавно к нам обратилась семья – муж, жена и шестеро детей. На первых порах их приютила на даче знакомая из Славянска, но у той свои дети. Получился детский сад. Позвонили нам. Наш земляк, композитор Владимир Вовченко забрал многодетную семью к себе на дачу под Рузой. Этой семье мы выделили деньги, собрали одежду… На днях удалось пристроить еще одну семью с двумя детьми. Позвонил директор техцентра из города Гагарин. Ему были нужны специалисты по покраске автомобилей, он предлагал и работу, и жилье. Отец семейства оказался прекрасным авто-маляром. Беженцы поехали в Гагарин и неплохо там устроились.
Но не всем так везет. Например, приезжают высококлассные врачи, педагоги, на Украине имевшие высокий статус. Но их на работу не принимают, хотя профессионалы такого уровня везде нарасхват. Объяснение простое: они – иностранцы. Наше законодательство не позволяет брать на работу в школу, например, иностранцев. Им нужно либо получить российское гражданство, либо взять патент на работу, за который ежемесячно платить 1200 рублей.
Хочу отметить, что те беженцы, которые приезжают в Москву или в Подмосковье, как правило, останавливаются у своих родственников, друзей, знакомых. Но все хотят как можно быстрее устроиться работать, чтобы не сидеть на шее у приютивших. Но это самая большая проблема.
Москвичи очень сочувствуют луганчанам и донбассовцам. Есть волонтеры, наши земляки, которые по своей инициативе ездили в Ростов, брали беженцев, сначала размещали на своих дачах, затем за свои деньги отправляли туда, где их соглашались принять, трудоустроить, дать жилье, детей определить в детский сад или в школу, например, в Иркутскую область.
Недавно к нам пришло письмо из Беларуси. Его автор интересовался счетом, на который можно было бы перечислять в фонд деньги, собранные в Беларуси, предлагал помощь в расселении беженцев, например, в агрогородках в Могилевской области, где есть потребность в специалистах различного профиля.
К сожалению, наши законы не позволяют оперативно решать вопросы с трудоустройством, получением материальной и медицинской помощи. Если в Ростове эти вопросы решаются быстро – люди, пересекшие границу, получают медицинскую помощь, жилье, убежище, питание и так далее, то в Москве и Московской области с этим сложнее, несмотря на то что в некоторых префектурах уже образованы пункты приема гуманитарной помощи, где беженцам оказывается практическая помощь на месте.
Одна из проблем – определение статуса. Более 60 процентов тех, кто приезжает в Москву, хотят получить российское гражданство. Но в ФМС громадные очереди: с утра до обеда принимают по 500 человек. Чтобы оформить человека на тот или иной статус, заявки приняты до конца декабря. Мы заключили договор с организацией, которая бесплатно консультирует и выясняет, что человек хочет. Когда он принимает решение, помогает собрать документы и за минимальные деньги решить вопрос. В месяц в Москву приезжают до 100 человек. Многих волнует вопрос с устройством детей в детские сады, школы, вузы. На носу – первое сентября. Возьмут ли в них украинских детей?
У граждан Союзного государства равные права на трудоустройство, образование, медицинское обслуживание. Хотелось бы, чтобы и беженцев с Украины наделили такими же правами. Это поможет всем, кто занимается их судьбой, преодолеть множество бюрократических и законодательных барьеров и станет серьезной опорой тем, кого война лишила Родины, крыши над головой, работы, а кого и осиротила. Просим Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Постоянный Комитет Союзного государства рассмотреть этот вопрос, ведь поток беженцев будет только расти.