Мы живем в информационном обществе
В этом уверен генеральный директор Российского агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр АЙГИСТОВ
– Мы не просто к нему приблизились, мы живем в нем. Более того, эксперты считают, что мы перешли в новую фазу – информационно-гражданское общество. Когда развивается информационное общество, оно сливается с обществом гражданским. Информационно-гражданское общество предполагает активное привлечение граждан к жизни в информационном обществе, к пользованию электронными госуслугами, другими государственными сервисами, инструментами электронной демократии, различными инструментами, которые заложены в Сети. Вся государственная политика в области развития информационного общества должна повернуться в сторону гражданина. Нужна, во-первых, пропаганда этой новой жизни в информационном обществе. Во-вторых, нужно повсеместное обучение интернет-грамотности, интернет-коммуникации. В-третьих, необходимо доверие людей к этим сервисам. Особенно к сервисам электронной демократии.
– В последнее время принимаются законы, на мой взгляд, сильно ограничивающие права граждан в сфере информационных технологий и коммуникации. Например, закон, приравнявший блогеров к СМИ и упростивший блокировку сайтов. Создается впечатление, что государство испугалось новейших технологий и решило замедлить информационные процессы, если не заморозить их вовсе…
– Конечно же, государство будет развивать информационное общество! Потому что это веление времени. Остановка – это шаг назад. Вы правы, есть у нас какие-то законы, какие-то распоряжения, согласно которым мы живем (не только на уровне федерации, но и на уровне районов, муниципалитетов), где возникает много вопросов у граждан и экспертов. Но мы в начале пути, не нужно останавливаться. Мне кажется, пусть пока этот ребенок под именем «российское информационное общество» будет немножечко непричесанный, не так одет, но он будет развиваться и жить. Я думаю, что если у нас гражданское общество будет развиваться и влиять на госполитику (а без этого вообще нет развития никогда, ни в одной стране), то ситуация будет меняться к лучшему.
– Когда выезжаешь за границу, особенно в Европу, всегда удивляешься, насколько хорошо там усвоены все преимущества информационного общества, в том числе людьми старшего поколения. Можно увидеть в кафе пожилого джентльмена с чашечкой кофе и айпадом, где у него открыта страница Facebook – так он общается с родственниками и друзьями. У нас же в стране пожилые люди не разделяют страсти молодых к гаджетам…
– Мой самый любимый проект РАРИО называется «Всероссийское детско-юношеское молодежное тимуровское движение». Старшеклассники и студенты обучают старшее поколение компьютерной грамотности. В этом проекте много «плюсов»: дети учат бесплатно, взрослые и дети меняются ролями, исчезает барьер между поколениями, свойственный нашему обществу. Ребята не только обучат грамотности, а еще и послушают истории старших о том, как они изобретали мирный атом, запускали спутники, что они тоже когда-то были молодыми, влюблялись, переживали. Мне кажется, что этот проект очень ценен: ведь еще неизвестно, что важнее: всеобщая компьютерная грамотность или то, чтобы люди стали добрее, стремились друг к другу, младшие уважали старших, а старики не говорили «Вот молодежь пошла!», а восхищались новым поколением.
– Энтузиасты считают, что в условиях санкций со стороны Запада Россию ожидает технологический рывок, в том числе в области информационных технологий. Другие, наоборот, говорят, что санкции Запада могут поставить Россию на колени. Какая из этих точек зрения вам ближе?
– Я считаю, что жесткие западные санкции будут нас только подстегивать. Заокеанские старейшие политики, которым уже под 100 лет, которых я знаю еще по университетским учебникам, говорят: «Что президент делает? Он работает на Россию, когда объявляет санкции, он не знает, что такое русские!» Я думаю, к концу года у нас уже будет национальная платежная система. Говорят, она будет работать только здесь, в России. Ничего подобного! Сначала Россия, потом Таджикистан, Казахстан, Белоруссия, потом ещё немножко Китай и Корея, Латинская Америка. И плакать будут американцы, что они такую глупость сделали!