Не проходит и дня, чтобы в Гомеле не звучало его имя. Великолепный дворец Румянцевых стал визитной карточкой города над Сожем и сегодня входит в перечень самых замечательных памятников Беларуси. У многих Гомель ассоциируется именно с дворцом Румянцевых-Паскевичей. Нынче, в Год гостеприимства, провозглашенный в Беларуси, внимание к дворцово-парковому ансамблю особенно значительно.
Граф Николай Петрович Румянцев был яркой личностью. С девяти лет был записан на военную службу. В 1773 году стал камер-пажом императрицы Екатерины II, которая имела к нему впоследствии весьма благосклонное расположение и за дружелюбный нрав называла его тепло и нежно: «Святой Николай». Для получения образования был отправлен отцом в Германию. В совершенстве владел французским, немецким и английским.
По возвращении в Россию царствующие особы доверяли ему высокие государственные посты. В частности, Румянцев возглавлял министерства водных путей сообщения, коммерции и торговли, хлеба и земель, иностранных дел. Был канцлером, заместителем и председателем Государственного совета Российской империи. Этот период в истории страны (первая четверть XIX столетия) ознаменован экономическим подъемом, развитием отраслей, заключением важных мирных договоров со Швецией, Францией, Турцией – и ко всему этому он имел самое непосредственное отношение. При императоре Павле I Николай Петрович попал в опалу и вернуться на госслужбу смог только при Александре I.
Как свидетельствуют исторические хроники, в его биографии немало фактов, добавляющих интереса и уважения к нему. Например, встречался и общался с Вольтером. Снарядил первую российскую кругосветную экспедицию под командованием Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна, финансировал плавание Отто Коцебу для открытия северного морского прохода между Азией и Америкой. Осенью 1808 года сопровождал Александра I на встрече с французским императором Наполеоном I в Эрфурте.
Имение в Гомеле граф Николай Румянцев унаследовал после смерти своего отца, талантливого полководца Петра Румянцева-Задунайского, в 1796 году. Известный историк Лев Виноградов писал, что Гомелю Николай Петрович отдал «свои последние годы, силы, энергию и состояние». Получив город «сельским» и соломенным, превратил его в каменный, с симметричной планировкой и роскошным дворцом. При нем в 1797 году была открыта первая в Гомеле гимназия. Заботами графа был возведен величественный Петропавловский православный собор. В окрестностях Гомеля он учредил несколько заводов по выпуску стекла, кафеля, выделке юфти, получению спирта, основал ткацкую и прядильную фабрики. Старательно и с вдохновением занимался перепланировкой и возрождением города после большого пожара. В общей сложности отдал Гомелю более четверти века своей жизни, определив его развитие на долгие годы. В 1821 году во время массового голода в Беларуси граф спас от неминуемой гибели тысячи гомельчан и жителей округи, закупив для них продукты питания на многие тысячи рублей.
Похоронен граф в соответствии с его волей в соборе святых Петра и Павла в Гомеле, о чем здесь свидетельствует мемориальная доска.
Память о нем увековечена во многих вещах. Его именем названы вид бабочки, пальмы, атолл в архипелаге Туамоту, открытые в ходе дальних морских путешествий, которые состоялись благодаря его усилиям и финансовой поддержке.
В областном центре широко отметили 260-летие этого выдающегося российского государственного и общественного деятеля. В костюмированном прологе, который устроили актеры народного любительского театра «Грачи» в Гомельской областной универсальной библиотеке, были представлены сюжеты из биографии Николая Петровича Румянцева.
Известный российский писатель, историк и правовед Михаил Рассолов, кстати, уроженец Рогачевского района Гомельской области, выпустивший в 2006 году исторический роман, посвященный Петру Румянцеву, неслучайно назвал его «Канцлер Румянцев-Гомельский».