Мощный оборонительный рубеж вдоль старой границы СССР (до воссоединения Западной Белоруссии и Западной Украины в 1939 году) – от Карельского перешейка до Черного моря, объединившей 21 укрепленный район (более 4 тысяч долговременных огневых точек), начали строить в конце 30-х годов. Строительство началось в 1928 году с возведения Карельского укрепрайона, прикрывшего Ленинград с севера. На нем, как на полигоне, отрабатывали подходы по возведению подобных сооружений, организации системы огня.
На территории Беларуси с севера на юг соорудили 4 укрепленных района (УР): Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырский. В совокупности это примерно 1000 дотов. В 1938-1939 годах, когда выяснилось, что в возможной грядущей войне воевать придется не с польской конницей, а с немецкими танками, УРы усилили двухэтажными артиллерийскими полукапонирами новейшей конструкции. Кроме того, все УРы укрепили опорными пунктами, которые строили перед главной линией обороны.
Однако против танковых армад, мощной артиллерии и штурмовых групп УРы оказались не столь эффективными, как ожидалось. Хотя под Полоцком, например, германские войска понесли большие потери, безуспешно пытаясь прорвать оборону УРа в течение 10 дней.
К Минску немецкие войска вышли уже на третий день войны. Во второй половине дня 25 июня 3-я танковая группа генерала Готта (почти 800 танков), прорвав оборону под Вильнюсом, фактически беспрепятственно одним броском вышла к Заславлю, имея задачу взять столицу Белоруссии. На рубеже Минского УРа (МиУРа) завязались жесточайшие бои, продолжавшиеся до 29 июня. И здесь немцев побили так, как никогда до этого, хотя оборону города вели обычные стрелковые части – 2-й и 44-й корпуса. Несмотря на мужество и массовый героизм, оборона Минского УРа не выдержала натиска. Но и гитлеровцам «прогулка» из Вильнюса в Минск обошлась дорого. Здесь они потеряли примерно 10 тысяч солдат и около 100 танков.
Можно долго спорить о роли «Линии Сталина» в первых боях войны. Но мы лишь приведем цитату из отчета о боях под Минском самого командующего 3-й танковой группы – генерала Готта: «Минские доты частично не были заняты войсками противника. Прорываясь же через укрепленный пояс, дивизии несли тяжелые потери».
А вот что вспоминал о тех днях А.Ф. Шостак, участник обороны Минска: «Никакой паники в рядах красноармейцев не было, когда занимали позиции на МиУРе. Каждый знал, что делать в боевых условиях… Многие из них были в отличном состоянии, сохранилось все оборудование. Не было только вооружения, но мы быстро приготовили их к бою. И сражались до последнего патрона. Как правило, отходили с позиций укрепрайона из-за отсутствия воды и боеприпасов…»
К сожалению, свидетельств о тех боях сохранилось немного, но и те, что сохранились, позволяют утверждать, что героизм гарнизоны укрепрайонов проявляли исключительный. Будучи полностью блокированными, в полном окружении, бойцы сражались неделями. Погибали, но не сдавались.
Одним из инициаторов создания музея под открытым небом – Историко-культурного комплекса «Линия Сталина» – был директор Благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», боевой офицер, прошедший через Афганистан, – Александр Метла.
– Идея создания такого музея существовала давно, но реальное воплощение в жизнь она получила в 2005 году, когда ее поддержал президент страны, – вспоминает Александр Михайлович. – В шести километрах от Заславля, у дороги Минск – Молодечно, между деревнями Горошки и Лошаны, где неплохо сохранились артиллерийский полукапонир №134 и пулеметные доты №292 и №132 МиУРа. Работы по созданию музея развернулись в феврале 2005 года. Огромную роль в его создании сыграли подразделения инженерных войск белорусской армии. Опыта создания подобных объектов не было никакого. Однако все делалось по чертежам довоенных лет. Все делалось, как тогда: проволочные заграждения всех типов, позиции для стрелковых отделений, блиндажи, окопы, водная переправа. Много труда в создание музея вложили воины-«афганцы», студенты, ребята из БРСМ.
В феврале 2005 года автору этой статьи довелось побывать на месте будущего музея. Это был заросший лесом холм, на одном из склонов которого у дороги можно было видеть заброшенный артиллерийский полукапонир. Сравнивая впечатления сегодняшнего дня от увиденного шесть лет назад, можно только поразиться, какой гигантский объем работы проделали создатели музея.
Глазам посетителя предстает огромная экспозиция военной техники как довоенного, так и послевоенного периодов. Система инженерных сооружений – земляные валы, ежи, надолбы. Даже участок границы с наблюдательной вышкой, каким он был в довоенные годы. Есть в коллекции музея и легендарный танк Т-34-76, подобных практически не осталось в Беларуси. Его собрали из семи танков, найденных на полях сражений. Восстановлены пулеметные доты и полукапонир, причем все в них находится в рабочем состоянии – можно посмотреть в перископ или представить себя пулеметчиком – защитником Минска, держась за ручки настоящего «Максима», попробовать зарядить настоящим снарядом пушку или поупражняться с настоящей «зениткой». А еще пострелять холостыми патронами из нагана, маузера, винтовки Мосина, пулемета Дегтярева или немецкого автомата. Для желающих есть тир с пневматическим оружием. А дети сколько угодно могут бегать и прыгать по длиннущей системе земляных укреплений. Есть на территории комплекса и кафе, где по умеренной цене вас накормят вкуснейшей солдатской кашей. Словом, экспонаты «Линии Сталина» позволяют погрузиться в историю с головой. И интересно, и отдых замечательный.
Но самое интересное, что можно увидеть на «Линии Сталина», – это военно-исторические реконструкции сражений, батальные сцены с участием членов военно-исторических клубов, все участники которых одеты в формы солдат того времени. Широко применяется при этом различная техника – танки, самоходки и даже самолеты. Первая такая инсценировка боев июня 1941 года состоялась в день открытия историко-культурного комплекса 30 июня 2005 года. Среди зрителей праздника был и Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
***
Когда сегодня читаешь мнение некоторых коллег, которые сомневаются в необходимости подобных музеев, – мол, кому нужен это новодел, всегда хочется ответить: «Это наша героическая история, которую народ должен знать, а молодежь – помнить, наследниками какого великого поколения она является».