О формировании партизанского движения
– Уже на седьмой день войны, 29 июня 1941 года, когда Минск только-только был захвачен гитлеровцами, была принята Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б), в которой партийным организациям прифронтовых областей была поставлена задача организовывать на оккупированных территориях партизанские отряды, чтобы тем самым создавать невыносимые условия для врага и всех его приспешников в тылу врага. Так партизанское движение было узаконено на официальном уровне. А уже в конце августа 1941 года на территории Беларуси действовало около 320 партизанских отрядов.
К концу 1942 года количество народных мстителей достигло порядка 50 тысяч человек. Вокруг крупных партизанских отрядов начали формироваться целые бригады. Были созданы Центральный и Белорусский штабы партизанского движения.
Увеличение количества партизанских отрядов и числа партизан в их рядах позволило сформировать целые территории, неподконтрольные немцам, которые вошли в историю под названием «партизанские зоны». Здесь фактически продолжала действовать советская власть, работали мастерские по ремонту оружия и техники, госпитали, во многих местах были восстановлены советские органы. К концу 1943 года на территории Беларуси действовало более 20 крупных партизанских зон, под контролем которых находилось практически 60% территории Беларуси. Немцы контролировали здесь только важнейшие коммуникации.
– Для немецкого руководства партизанское движение было в новинку. Поначалу Гитлер скептически отнесся к призыву Сталина о формировании партизанского движения на оккупированных территориях. Мол, это лишь развяжет немцам руки, которые уничтожат всякого, кто хотя бы косо посмотрит в их сторону. Но потом оказалось, что это проблема, причем очень большая. Немцы вынуждены были создавать специальные части для поддержания своего порядка на оккупированной территории. Тем самым огромные силы приходилось отзывать с фронта.
За годы войны немцы провели более 140 крупных карательных операций против партизан. Самая масштабная из них была организована в апреле-мае 1944 года. Она состояла из двух частей: с 11 до 17 апреля – операция «Гроза», с 17 апреля по 5 мая – «Праздник весны». В этой операции принимали участие 60 тысяч немецких военных, командовал которыми непосредственно командующий третьей танковой армией. Фашистам противостояли 16 партизанских бригад, или всего 17,5 тысячи человек. По периметру зоны, а это 240 километров, партизаны устроили оборонительную линию, по сути, вторую линию фронта. Глубина оборонительной линии составляла от 15 до 20 километров. В операции немцы использовали танки, самолеты, минометы, орудие, но им все равно не удалось достичь полного успеха. Потери фашистов, по данным партизан, составили более 20 тысяч солдат и их прислужников. Конечно, и потери партизан были очень большими.
– Говоря о роли партизанского движения, я обычно акцентирую внимание на цифрах. Сколько эшелонов спустили партизаны за годы войны? 11 тысяч! А сколько они уничтожили немцев и разгромили гарнизонов! Большое значение имеет даже сам факт существования партизанской силы: на территории Беларуси сражались 374 тысячи партизан, 70 тысяч подпольщиков и еще 440 тысяч людей, которые официально были в партизанском резерве. Это около одного миллиона человек. По существу, все годы войны на территории Беларуси действовал партизанский фронт – 50 тысяч человек перед войной, это фактически армия. А в 1944 году насчитывалось уже около 150 тысяч партизан. Это огромная сила. Поэтому партизанский фактор в освобождении Беларуси я считаю очень значимым.
Чего стоит только помощь, которую партизаны оказали в операции «Багратион»! Первый удар по железным коммуникациям, который был произведен партизанами с 19 на 20 июня, за два дня до начала операции «Багратион», вывел из строя все дороги и нарушил все планы немецкого командования. Позже, в процессе наступления Красной армии, партизаны оказывали помощь войскам: захватывали переправы, блокировали дороги, нарушали другие коммуникации, вместе с регулярными силами проводили совместные боевые операции.
Следует отметить, что 70 процентов партизан – это белорусы, местные люди, остальные – русские, украинцы, представители других национальностей. То есть из 10 миллионов населения Беларуси – миллион граждан были в строю. Этим, возможно, и объясняются такие огромные потери среди мирного населения. Достаточно было немцам знать, что сын находится в партизанах, чтобы вся семья была казнена.
– Уже двадцать лет Беларусь и Россия являются самостоятельными государствами. И у наших историков в этой связи возникают трудности. Ведь все главные архивы остались в России – это бывший архив ЦК КПСС, архив Министерства обороны, другие военные архивы. С каждым годом работать там нам все труднее и труднее, поэтому мы ищем всякую возможность для кооперации с российскими, украинскими и польскими историками. В 2010 году вышла работа «1941 год. Страна в огне» в двух томах, над которой наши историки трудились совместно с россиянами и украинцами. Вместе с Институтом военной истории Министерства обороны Российской Федерации весь прошлый год мы работали над темой «Освобождение Беларуси», в которой постарались показать обоюдный взгляд российских и белорусских историков. Главный акцент в этом издании мы сделали на документы Центрального архива Министерства обороны.
Наша задача заключается в том, чтобы не были забыты люди. Все подвиги, которые были когда-то совершены, должны быть записаны и известны. Только в этом случае мы избавимся от темных пятен в нашей истории.