САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Даниил ИЛЬИН

Чему история должна учить ?

В России создается концепция единого учебника по отечественной истории для средней школы

По мнению ряда политиков, он должен быть свободен от двойных толкований и представлять единую оценку исторических событий.

Возможен ли такой подход к истории? Эту тему мы начали обсуждать в прошлом номере «СВ», поскольку она одинаково интересна для историков и в России, и в Беларуси. Впрочем, также интересно было бы услышать мнение специалистов Украины, Казахстана и других постсоветских соседей. Ведь расхождения в оценках исторических событий могут стать основой для серьезных конфликтов в будущем. За примером далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить Украину.
Сегодня мы услышим мнение самих учителей и преподавателей о том, чему же все-таки и как должна учить история.  
  
У Елены Константиновны Гарьевой, учителя начальных классов московской школы №2005, класс обновляется ежегодно за счет приезжающих в столицу детей со всех уголков бывшего СССР. И вот тут-то она и сталкивается с проблемой единого учебника:

– Вспомните, как училось наше поколение: куда бы мы ни переехали, мы попадали в одинаковые условия обучения и продолжали его спокойно, по единой программе. Без всяких стрессов, проблем и перерывов. А что получается сейчас? Обилие учебников и разных программ значительно осложняет этот период адаптации. Стресс и для детей, и для родителей, если вдруг ребенок из отличника превращается в троечника.
 
Многие темы, по мнению Елены Константиновны, недостаточно прописаны. 15 лет Россия и Беларусь строят Союзное государство, а упоминание о нем встречается далеко не во всех учебниках истории. Хотя даже в четвертом классе дети о нем уже знают, благодаря, конечно, усилиям учителей.
 
Настя Ермолаева, воспитанница Елены Константиновны, делала доклад на эту тему и, судя по нашему разговору, разбирается в интеграционных процессах не хуже взрослых. На вопрос, почему вдруг выбрана такая тема, она отвечает:
 
– Я часто бываю в Беларуси, и мне там нравится. А про Союзное государство нам рассказывала Елена Константиновна.
  

Единый государственный экзамен стал в наше время главным мерилом успешности ученика и уровня его образования. В этих условиях у новой концепции единого учебника истории появляется еще одно практическое достоинство. Ирина Баришовец, учитель истории старших классов, считает, что без единых подходов ЕГЭ сдавать трудно:
 – Экзамен, который составлен в формате ЕГЭ, требует точных знаний. А если разночтения есть, как отвечать на вопрос? Если бы это был устный экзамен, тогда, возможно, варианты ответа были бы. А если это письменный экзамен – никаких различных толкований быть не может.
 

По общему мнению школьных учителей, серьезной проблемой является и недопустимо малое количество часов, выделенных на преподавание истории. Два часа в неделю – разве возможно охватить за эти часы все многообразие исторических событий, персоналий, не говоря уже о культурной составляющей? Ведь новый стандарт так и называется – историко-культурным. Каким бы идеальным ни был учебник, это не поможет решить проблему, убеждена Ирина Сергеевна:
 
– Я не знаю, как ХХ век, такой объемный и такой сложный, вместить в  полугодие и объяснить детям те события, которые даже специалисты еще не успели осмыслить. На этот вопрос у меня однозначного ответа нет.

Никто не отрицает важную роль качественного учебника. И все-таки роль учителя является главной. Именно он определяет, в каком объеме давать материал, какие акценты расставить и как наполнить живым содержанием сухие формулировки учебных пособий. А кто, если не учитель, сможет восполнить пробелы в учебнике? А эти пробелы есть, и касаются они отнюдь не каких-то мелочей.
  
Я снова вспоминаю разговор в 4-м «б»:

– Настя, а что ты еще знаешь про Союзное государство?

– Мы ездили на экскурсию в Беловежскую Пущу, и нам рассказывали, что Союзное государство будет спасать зубров от вымирания. А еще я заметила, что, когда я приезжаю в аэропорт, там не один вход, а несколько, и над одним из них висит табличка, на которой написано «Для граждан Союзного государства». То есть это для нас отдельный вход – для граждан Беларуси и России. И они все вместе объединены Союзным государством. И я знаю, что в 1991 году распался Советский Союз, в котором всего было пятнадцать республик, но только Россия и Беларусь снова соединились и создали Союзное государство.

– А когда ты приезжаешь в Беларусь, на каком языке ты там разговариваешь?
Настя улыбается:

–  На русском, конечно. Но вообще у них два государственных языка – русский и белорусский. А еще мне нравится, как они пишут. Мне кажется, если бы я там жила, я была бы отличницей, потому что там все просто: как слышится, так и пишется: не «Москва», например, а «Масква».
 
Что можно сказать после этого диалога с учащейся 4-го класса общеобразовательной школы? Только одно: спасибо огромное, Елена Константиновна! И еще раз убедиться в том, что все силы и средства государство должно бросить на подготовку современных, думающих и постоянно занимающихся самообразованием учителей. А учебник – это всего лишь учебник, хотя и важнейшая часть образовательного и воспитательного процесса.
 
В начале года на встрече Президента России Владимира Путина с авторами концепции единого учебника истории были подведены итоги почти года работы и намечены сроки выполнения следующего этапа – разработки и внедрения в учебный процесс собственно учебников и учебных пособий.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Мошенники придумали новую схему обмана
  2. Вячеслав Володин: Инициативы об усилении контроля в сфере миграции направлены в регионы для обсуждения
  3. Владимир Джабаров: При Шольце Германия превратилась в посмешище
  4. В Твери побывала делегация из белорусского города Орша
  5. Александр Лукашенко помиловал 37 осуждённых за экстремизм
  6. В Курской области объявлена эвакуация населенных пунктов Рыльского и Хомутовского районов
  7. Касым-Жомарт Токаев заявил Шольцу, что в военном отношении Россия непобедима
  8. Песков: Ситуацией с гибелью военных с позывными Эрнест и Гудвин занимается МО
  9. Владимир Путин встретился в Кремле с главой Роспотребнадзора Анной Поповой
  10. Путин увеличил штатную численность Вооруженных сил
  11. Останина о ЧП в челябинской школе: Мы не уделяем должного внимания вопросам безопасности детей
  12. Вячеслав Володин провёл совещание с руководителями фракций Госдумы
  13. Российские военные освободили Успеновку и Борки в Курской области
  14. Пашинян в Ереване встретился с главой МИД Франции Стефаном Сежурне
  15. В Госдуме одобрили ко второму чтению проект о расширении «дачной амнистии» на хозпостройки

Парламентское Собрание

Задача молодых парламентариев – «рождать» интересные проекты

Фестиваль «Молодежь – за Союзное государство» стал событием для Смоленска.

Политика

Под Малой Локней наши воины стояли насмерть, как защитники Брестской крепости

Офицер руководивший обороной, получил звание Героя России.

МНЕНИЯ

Боевики в обмен на беспилотники

Анатолий Заусайлов

Киев ищет «пушечное мясо» по всему миру

Рим завесили пророссийскими плакатами

Михаил Васильев

Украина «встревожена беспардонной российской пропагандой»

Когда ошибка может стать фатальной

Павел Родионов

Предельно четкое и однозначное заявление Владимира Путина о последствиях ударов натовскими дальнобойными ракетами по территории нашей страны было адресовано, понятно, прежде всего, Вашингтону.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также