Психология против подростковой агрессии
На прошлой неделе урок географии в одной из московских школ закончился страшной трагедией: вооруженным старшеклассником был убит учитель, а затем полицейский
Современный мир меняется очень быстро, мы живем в эпоху сумасшедших ритмов и скоростей, что, естественно, рождает в обществе напряженность. Более того, Россия относится к числу тех стран, которые прошли огромный путь, сопровождавшийся глобальными экономическими, социальными и политическими изменениями, за очень короткий промежуток времени, что сильно сказалось на сознании и психологическом состоянии общества. И самая уязвимая категория, на которой сказываются все кризисы и общественные потрясения, – это именно подростки.
Подросток – сложная категория сама по себе, вне зависимости от времени и эпохи. А современный подросток сильно отличается от своих сверстников десяти– и двадцатилетней давности, и это необходимо понимать.
– Подростковый возраст – время самоопределения и поисков ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?», «кем я буду?», «что для меня значимо в этой жизни?» и т.д. Но в современных условиях глобализации, высокой вариативности, поликультурности и высокого темпа развития общества это самоопределение осуществить крайне сложно. Мы сегодня живем в ситуации неопределенности, отсутствия ценностного единства, – считает заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Карабанова. – Для подростков характерен личностный эгоцентризм – сосредоточенность на своих переживаниях, мыслях, чувствах. Отсюда возникает миф собственной исключительности («я уникален, неповторим, достоин лучшего»), что делает ребенка черствым по отношению к чувствам других людей. Также возникает и миф воображаемой аудитории («я в центре внимания, все на меня смотрят и оценивают, я должен быть героем»).
Таким образом, любому подростку важно найти себя, свой идеал и проявить себя перед окружающими, добиться социального признания – у сверстников, а потом уже у взрослых и всего общества. Но сегодня виртуальное общение часто заменяет молодежи общение настоящее. И в этой ситуации, по словам Ольги Карабановой, поиски идеала становятся особенно обостренными и зачастую устремляются в сторону негативных идеалов, противоположных тем, что предлагает общество. Этих героев они нередко находят в фильмах, компьютерных играх, Интернете.
– Подросткам необходимо социальное пространство для самоутверждения, а значит – общение. Потому особенно важно повышать значимость детских и молодежных клубов и объединений по интересам. Также необходимо внедрять и развивать систему школьного самоуправления – чтобы подростки могли пробовать реализовывать себя по-взрослому, – считает Ольга Карабанова.
Но, пожалуй, более всего в работе с молодежью сегодня важна роль психологии и квалифицированных специалистов в этой области.
– То, что произошло в школе №263, отчасти является следствием отсутствия в нашей стране полноценной, развитой системы психологического сопровождения образования, – говорит декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко.
Но сразу стоит сказать, что в России, как и во многих странах бывшего СССР, вообще не развита психологическая культура как таковая. Люди не привыкли обращаться к психологам, когда у них назрели определенные проблемы в жизни. Они предпочитают «перетерпеть» проблемы или же вываливать накопившийся «психологический груз» на друзей и близких.
Тем не менее именно школе без психологов сегодня не обойтись. Во многих средних учебных заведениях действительно есть такая штатная единица. Но лишь немногие из школьных психологов имеют дипломы факультетов психологии государственных вузов с правом работы с детьми и подростками. Зачастую на этой должности работают те, кто прошел курсы системы повышения квалификации. Не редки случаи, когда в школьные психологи идут бывшие учителя биологии и физкультуры. Но очевидно, что работать школьным психологом должен только профессионал.
– Подростковый возраст – самый сложный период еще и потому, что для подростков характерно поведение, связанное с риском: так они пробуют границы допустимого поведения. И работа непрофессионала в этом случае может нанести непоправимый ущерб, – считает первый вице-президент Российского психологического общества Лариса Цветкова.
– Но определенная психологическая культура и уровень психологической компетенции должны присутствовать и у каждого учителя, что позволит ему в процессе наблюдения выявить какие-то нехарактерные особенности поведения школьника, поставить в известность психолога, родителей, содействовать тому, чтобы родители обратились за квалифицированной помощью ребенку, – добавляет Юрий Зинченко. – Также необходимо проводить регулярные переподготовки и сертификации психологов на соответствие существующим требованиям.
Очень важна поддержка научных исследований в области психологии, а также взаимодействие вузов, готовящих специалистов в области психологии, и научно-исследовательских институтов. Президент Российской академии образования, президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая считает, что в этой работе нужно задействовать специалистов из самых разных областей.
– Наработки центра междисциплинарных исследований «Детство» на базе факультета психологии МГУ могли бы стать серьезным шагом по пути решения целого ряда проблем, – подчеркивает Л. Вербицкая.
– СМИ также должны повышать свой профессионализм. Нужно уметь комментировать подобные трагические события. Ни в коем случае нельзя пугать население, – говорит заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья Сергей Ениколопов, – Журналисты должны сотрудничать с психологами. Недавно был сделан важный шаг: декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова представила на президиуме Российской академии образования программу по медиапсихологии. Эта программа будет реализована в рамках подготовки будущих работников СМИ. И еще: я призываю СМИ с пониманием отнестись к семье этого мальчика. Они сейчас в очень тяжелом состоянии. А говорить о его психическом статусе можно только после психолого-психиатрической экспертизы.
Трагический урок географии в московской школе №263 – это урок взрослым. Виноват, безусловно, старшеклассник, воспользовавшийся оружием своего отца. Но ответственность за произошедшее лежит не на ребенке, а на всем нашем обществе. Равно как и ответственность за то, чтобы не допустить подобного в будущем.