Что нам сулят клеточные технологии?
Стволовые клетки вызывают много споров и противоречивых мнений
Проект программы «Клеточные технологии» появился в Союзном государстве. Чего нам ждать от внедрения клеточных технологий? По какому пути пойдет новое направление в медицине? Об этом рассказывает руководитель белорусского Республиканского центра гематологии и трансплантации костного мозга Анатолий УСС.
– Стволовые клетки – это своеобразный фундамент организма, – объясняет специалист. – В период развития эмбриона у человека формируется несколько клонов стволовых клеток, одни из которых впоследствии создают клетки крови, другие – тканей, третьи – органов. И хотя стволовые клетки до сих пор «не выдали» многих своих секретов, главное мы все-таки знаем: они участвуют в процессе обновления и восстановления тканей и органов. Эту их способность мы и используем для налаживания работы поврежденных биосистем организма.
– Когда ученые поняли эту способность клеточных технологий?
– Новую технологию еще в середине прошлого столетия предложил американский ученый Эдвард Томас. Набрав группу из десяти тяжелых, практически обреченных пациентов с лейкемией, он провел им трансплантацию стволовых клеток. Результат был неожиданным для всех: продолжительность жизни пяти пациентов увеличилась, а один человек излечился полностью.
Сегодня трансплантация стволовых клеток – принятая практика во многих государствах мира. В Беларуси уже несколько десятилетий работают два центра по пересадке стволовых клеток – на базе 9-й клинической больницы столицы и в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии в Боровлянах. С помощью гемопоэтических стволовых клеток, отвечающих за кроветворение, мы эффективно лечим различные формы лейкозов и лимфом, нарушений иммунной системы. Недавно успешно завершилось испытание применения стволовых клеток для лечения рассеянного склероза. Подобным образом планируется лечить и различные травмы, болезни печени и желудочно-кишечного тракта, ревматоидный артрит, красную волчанку, детский церебральный паралич и многое другое.
– Известно, что в Беларуси за год осуществляют до двухсот трансплантаций стволовых клеток. Как этот результат сравним с опытом других стран?
– В Восточной Европе – у нас один из лучших показателей, однако до уровня западных стран пока еще не дотягиваем: там на 10 миллионов населения выполняется 450 операций. Почему мы не делаем больше? Это связано с финансовыми трудностями. Но, к счастью, мы научились их преодолевать сами. Проводим, например, платные операции иностранным гражданам, доход от которых поступает в бюджет больницы.
– Есть ли в Беларуси трудности, связанные с формированием банка доноров костного мозга?
– Увы. С одной стороны, белорусы не стремятся становиться донорами, с другой – мощности нашей лаборатории типирования недостаточно высоки. Сейчас в национальном регистре значится 14 тысяч граждан-добровольцев, однако подобрать донора, генетически совместимого с реципиентом, удается далеко не всем и не всегда. Международный регистр тоже полностью не решает проблему – вероятность совместимости у представителей разных наций еще меньше. Но мы не теряем надежду, что белорусы в ближайшее время начнут активнее участвовать в нашей программе.
– Каким вам видится будущее этого направления в медицине?
– Недавно появился проект по созданию единого донорского регистра в рамках программы Союзного государства «Клеточные технологии». Он предполагает создание крупной биолаборатории, которая позволит обследовать большое количество доноров из Беларуси и России. Эта программа уже одобрена Минздравом нашей страны, но российское правительство пока не дало своего согласия. Денег на финансирование этого проекта нужно немало. Но специалисты двух белорусских и пятнадцати российских центров уверены, что они обязательно окупятся здоровьем граждан наших стран.