Чудесное возвращение шедевров
В подмосковном Королеве обнаружены уникальные настенные росписи эпохи авангарда работы художника Василия Маслова
В 1930-е годы в Подмосковье приезжали нобелевские лауреаты – драматург Бернард Шоу, писатель Андре Жид, физик Нильс Бор. По решению советского правительства их привозили сюда для того, чтобы продемонстрировать успешный пример социального эксперимента – перевоспитания беспризорников в городских трудовых коммунах. Таким ярким образцом была Болшевская коммуна, располагавшаяся на территории современного города Королева. В архитектурный комплекс коммуны входил и Дом Стройбюро.
С Болшевской коммуной была связана судьба художника-ВХУТЕМАСовца Василия Маслова. Искусствоведы отмечали, что манера письма Маслова близка к позднему русскому импрессионизму, немецкому экспрессионизму, кругу Филонова. Самородка из Екатеринбургской губернии приметил сам Луначарский. Он направил парня к писателю Горькому, а тот и пристроил его в Болшево. Здесь Маслов учился в изостудии у мастеров реставрации и живописи и создавал новые произведения, в числе которых – настенные росписи, где звучит тема индустриализации и строительства нового мира. Дымящие трубы фабрик и пароходов, несущиеся вдаль поезда, напряженные руки рабочих, и над всем этим – указующий перст Ильича (куда же было без него в то время). Такова композиция в Доме Стройбюро – памятнике ранней советской монументальной живописи.
И все бы хорошо, но однажды, темной июльской ночью в дом мастера пришла беда – Маслова арестовали по обвинению в террористическом заговоре против советских партийных лидеров. В январе 1938 года он был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне под Москвой.
– В детстве я толком ничего не знала об отце, – рассказывает Наталья Маслова, дочь художника. – Бабушка говорила: «Будут спрашивать о нем – отвечай, что пропал на фронте». Но потом меня разыскала искусствовед из Нижнего Новгорода и рассказала о творчестве отца. Это было потрясением для меня.
Композиция настенных росписей в Доме Стройбюро долгое время считалась утраченной. В последующие годы дом заселили новые жильцы. Постепенно он пришел в плачевное состояние и в 2008 году был признан аварийным. Представители Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МОО ВООПИиК) не раз обращались в государственные инстанции с требованием поставить объект под охрану. По словам председателя МОО ВООПИиК Евгения Соседова, лишь единицы памятников конструктивизма в Подмосковье обладают охранным статусом. Дом, приведенный в порядок, мог бы стать достопримечательностью города, к которой бы «не заросла тропа» искусствоведов, художников, фотографов, журналистов, туристов…
– Этот дом – образец конструктивизма с легким оттенком классицизма. В свое время его фотографии обошли многие журналы мира – как образца успешного социального эксперимента и уникального архитектурного решения, – говорит эксперт Государственной историко-культурной экспертизы Екатерина Шорбан.
В ноябре этого года в тихом подмосковном городке разразилась война между застройщиками, которые планировали снести дом, освободив место под строительство многоэтажки, и защитниками архитектурного наследия. Притом что Минкульт области запретил какие-либо работы, которые могут нанести ущерб дому. Начались действия в обход предписаний министерства: было около восьми поджогов дома. Специалисты уверены: поджигали специально те, кто ратует за его снос. Последний пожар тушили больше суток, и большая часть здания сильно пострадала. В заложниках ситуации оказались и жители аварийного дома: их выселили из старых квартир, но документов на новое жилье не дали. Обещали выдать, когда старый дом будет снесен.
– Нами уже получены документы, свидетельствующие: строительство незаконно, оно не было согласовано с минкультом области. Попустительство со стороны администрации города и незаконные действия застройщика в итоге столкнули интересы жителей и застройщиков, – заявил Евгений Соседов.
И здесь, как гласит мудрая пословица, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Местный краевед Евгений Рыбак, зашедший в Дом Стройбюро, чтобы успеть осмотреть интерьеры еще живого дома, обнаружил под отсыревшими, отслоившимися обоями те самые росписи. В министерстве культуры Московской области это событие назвали уникальным в жизни региона и поддержали инициативу спасения росписей. День и ночь, абсолютно безвозмездно в Доме Стройбюро трудились реставраторы и волонтеры во главе с однофамильцем художника – Константином Масловым. Росписи спиливались и отделялись от стены. В скором времени они будут переданы на реставрацию в Академию им. Строганова. Сейчас работы продолжаются, и реставраторы просят власти города продлить срок работ в доме: комнаты завалены обломками и пробраться к оставшимся росписям не так просто. Возможно, потребуется помощь МЧС. Росписи уже готовы принять многие музеи, даже Третьяковская галерея.
– Но идеальным исходом этих событий было бы сохранение Дома Стройбюро, чтобы на первом этаже здания можно было создать музей, посвященный Болшевской трудовой коммуне, с залом художника Маслова, – говорит Евгений Соседов.
В начале декабря была проведена государственная экспертиза, которая заключила, что Дом Стройбюро и весь комплекс коммуны должны быть поставлены под охрану. Более того, за сохранение Дома уже выступает ряд культурных организаций и учреждений Москвы и области. Домом заинтересовались и специалисты по архитектуре за рубежом. Остается ожидать решения минкультуры области.
– Культурное наследие нужно спасать, даже когда на голову падают бомбы, а под ногами горит земля, – говорит председатель Королевского отделения МОО ВООПИиК Мария Миронова.