Роскомнадзор настоял на лишении агентства статуса СМИ – из-за нецензурной брани в его материалах. «Росбалт» обжаловал решение суда и продолжает работать, несмотря на отзыв лицензии. Дело «Росбалта» вызвало большой общественный резонанс и заставило экспертов задуматься о правоприменительной практике Закона о СМИ.
Конфликт «Росбалта» с Роскомнадзором начался в июле этого года, когда вступили в силу поправки к Закону о СМИ, запретившие журналистам нецензурную брань. Ведомство обнаружило запрещенную лексику в двух видеороликах, опубликованных на сайте агентства. На основании обнаруженных видеоматериалов Роскомнадзор обвинил «Росбалт» в грубом и систематическом нарушении Закона о СМИ и обратился в суд с требованием лишить агентство лицензии.
В «Росбалте» заявляли, что претензии ведомства неправомерны: во-первых, ролики не являлись редакционными материалами, во-вторых, матерные слова в них были замаскированы, а в-третьих, сразу после предупреждения ролики были удалены с сайта. Представители агентства обжаловали претензии Роскомнадзора в мировом суде, и когда 22 октября 2013 года Мосгорсуд принял иск Роскомнадзора, рассмотрение этих жалоб еще продолжалось.
Однако уже 25 октября мировой судья принял решение: главного редактора Николая Ульянова признали виновным в нарушении кодекса об административных правонарушениях и оштрафовали на 20 тысяч рублей. А 31 октября суд принял решение признать недействительным свидетельство о регистрации «Росбалта», фактически лишив агентство статуса СМИ.
В сложившейся ситуации на стороне агентства выступили депутаты Госдумы (заявление на имя главы Роскомнадзора Александра Жарова подписали 26 депутатов). О неправомерности закрытия издания говорили и глава Союза журналистов России Всеволод Богданов, и председатель Московского союза журналистов Павел Гусев, и авторитетная Международная правозащитная организация «Репортеры без границ».
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов попросил главу Роскомнадзора Александра Жарова пересмотреть вопрос судебного преследования «Росбалта». Он отметил, что Закон о средствах массовой информации «освобождает редакцию СМИ от ответственности за воспроизведение материалов, распространенных другим средством массовой информации, как это имеет место в данном случае».
Роскомнадзор превысил полномочия, считает директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты (ОП) РФ, доктор юридических наук Елена Лукьянова.
– Вопрос о том, как должны использовать свои полномочия государственные органы. Здесь (в ситуации с «Росбалтом») выход за пределы своих полномочий и совершенно недобросовестное целеполагание органа под названием Роскомнадзор. Он что должен делать – рубить или помогать? А его позиция после решения суда тем более чудовищна. Здесь вопрос о превышении своих полномочий и о целеполагании, – заявила Е. Лукьянова на совместном заседании комиссии по СМИ ОП и постоянной комиссии по свободе информации и правам журналистов Совета по правам человека (СПЧ).
Владимир Энтин, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, один из создателей Закона о СМИ, выразил мнение, что следствием последних поправок в Закон о СМИ (о запрете нецензурной лексики, о защите детей от определенного рода информации) должно стать учреждение органа, который делает заключения и решает, что журналисту можно, а что нельзя. Создание такого органа противоречит Конституции.
Роскомнадзор, в свою очередь, разместил письмо на сайте Совета по правам человека, где говорится, что у ведомства были все основания требовать от суда лишить «Росбалт» лицензии.
«Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения требований статьи 4 закона (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации)», – отмечается в письме.
По мнению главы Роскомнадзора Александра Жарова, использование нецензурных слов в СМИ не имеет отношения к свободе слова.
По словам секретаря Союза журналистов России Павла Гутионтова, та скорость, с которой был решен этот вопрос, беспрецедентна:
– Ничего подобного я не помню. Я знаю более яркие, более злостные, более очевидные нарушения, которые наши коллеги допускали за последние годы, и ни разу контролирующие судебные органы не реагировали так жестко и так категорично.
С его позицией согласна председатель совета директоров ЗАО «ИА «Росбалт» Наталия Черкесова:
– Если закон не для всех, то это произвол. Сегодня мы видим, что в эфире ТВ экстремистские высказывания выходят на всю страну даже не в прямом эфире, а в записи, а телеканал не несет за это никакой ответственности. (Имеется в виду выступление Владимира Жириновского в эфире программы «Поединок» на НТВ. – Прим. авт.)
В дополнение можно сказать, что в Интернете Роскомнадзор не всегда успевает блокировать видеоролики с нецензурной лексикой в прямом эфире… государственных телеканалов. Оказывается, подобные «ляпы», допущенные даже известными телеведущими и корреспондентами, далеко не редкость. О вынесенных Роскомнадзором предупреждениях, взысканиях с данных СМИ, а тем более о судебных разбирательствах не сообщается.
Мария ДАРМАНСКАЯ
Справка «СВ»
Результаты деятельности Роскомнадзора за период с 01.01.2013 по 30.09.2013
Поступило писем – 19 845
Проведено внеплановых проверок на основании поступивших писем – 2774
Внесено в реестр лицензий (в том числе лицензий на осуществление деятельности) – 7722
Зарегистрировано радиоэлектронных средств – 269 059
Из них зарегистрировано впервые – 4081
Выявлено нарушений норм – 14 465
Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений – 4242
Выдано предупреждений о приостановке действия лицензии – 981
Наложено административных штрафов (руб.) – 94 982 930
Аннулировано СМИ по решению суда – 1872
Аннулировано лицензий – 1