САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Долгий путь в Русскую Палестину

Веротерпимость и толерантность всех обитавших ранее и обитающих ныне на Святой Земле, в Палестине, позволяет столетиями хранить дух добра, святости и милосердия в сложной, а подчас и просто взрывоопасной обстановке Ближнего Востока.

Мечта каждого православного человека - хотя бы раз в жизни попасть в Святую Землю и приложиться к здешним святыням, связанным с рождением и земной жизнью Иисуса Христа. И этой мечтой жили и живут тысячи наших соотечественников, среди них и люди воцерковленные, и те, кто чтит православную культуру как основу личности гармонически развитого человека, воспитанного и выросшего на русской земле. Но не у всех есть возможность оказаться в святых местах, в том числе и по причинам финансовым. Организация поездки, недорогое размещение паломников и устройство их временного быта еще в 19-м веке стало заботой государства. С другой стороны, само государство российское не может существовать без идеи соответствия православным идеалам, без идей благотворительности, которые во все времена вдохновляли и ограничивали власть во имя справедливости и сострадания к соотечественникам. 

Соединившись воедино, эти две задачи еще в 1859 году привели к созданию в России Палестинского комитета для принятия мер по устройству в Палестине русских богоугодных заведений для православных паломников. Православное Палестинское Общество возникло в 1882 году, а в 1889 году стало называться Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО) Идея Русской Палестины оказалась востребованной снова после возвращения России на магистральный путь исторического развития. Она оказалась нужной и россиянам, и новой власти, доверившей в 2007 году пост председателя ИППО Сергею Степашину, в недавнем прошлом председателю Счетной палаты России. Сегодня у Общества десятки отделений по всей России, но центром, вдохновляющим эту деятельность, все равно остается кусочек нашей Святой земли в Иерусалиме - Иерусалимское отделение ИППО. Корреспондент "СВ" встретился с его руководителем Павлом Платоновым...

- Павел, как вы объясните такую острую потребность современной России в возрождении Императорского Православного Палестинского Общества и всего, что связано с его концепцией ?

- Все просто - Россия сегодня возрождается и возвращается к своей истории. После тяжелых преобразований 90-х годов, после поиска решений на сложные хозяйственные и экономические вопросы, после проведения курса политики «шокотерапии», она, наконец, получила возможность заняться поиском дороги к Храму. Мы вспомнили, что Россия помимо природных ресурсов имеет гигантский исторический и интеллектуальный потенциал. И она естественным образом возвращается в свои формы культурного, историко-концептуального и национального бытия. А Россия в Святой Земле была представлена, Слава Богу, еще со времен принятия христианства. И ее возвращение сюда вполне естественно. Но сейчас, когда весь Ближний Восток охвачен очень серьезными волнениями, революциями, конфликтами на религиозной почве, гуманитарное присутствие России здесь особенно актуально. Хотя Россия отсюда никогда и не уходила. Даже в самый сложный период истории - советский - ИППО присутствовало здесь в Святой Земле, как ни парадоксально. И поэтому сегодня старейшая благотворительная организация, возникшая в 1882 году, возрождается вместе со всей страной, вместе со всей Россией.

- Это еще и восстановление преемственности в биографии государства? Связь времен и поколений была разорвана сначала семидесятью годами Советской власти, потом двумя десятилетиями поиска новой идентичности. А вот сейчас, когда все более-менее стабилизировалось, появилась потребность в восстановлении поврежденной генетической цепочки? И мне кажется, что отчасти через Русскую Палестину эта наша связь с великим прошлым страны восстанавливается.

- Преемственность - очень важное слово для понимания сегодняшних культурно-исторических процессов. Палестинское Общество дает нам уникальный пример дореволюционных организаций, которые занимались культурой, геополитическими вопросами, проблемами духовного развития страны и общества и которые через всю сложнейшую российскую историю пронесли эту преемственность. Даже в сложнейшие 20-е годы XX века секретарь ИППО, профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский, который преподавал в Ленинграде, испытывая страшные трудности, оставался верен идеям и членству в Обществе. По разрушенному революцией городу полуголодные студенты уже советского Ленинграда пробирались на его лекции по Византии или палестиноведению. Палестинское Общество, как какой-то непотопляемый корабль, удерживалось и под прессом репрессий, обрушившихся на ученых-византологов в его рядах, и под жестким контролем Сталина, который вынужден был поддержать его в 1951 году ради сохранения геополитического влияния Советского Союза на Ближнем Востоке. 

Несмотря на это Обществу удавалось оставаться гуманитарной и общественной, а не политической организацией. Вот это удивительный феномен нашего Общества, оно не закрылось после революционных потрясений, хотя и потеряло название Императорское по понятным идеологическим причинам. Православие было гонимым, но Палестинское Общество сохранялось, и вокруг него объединялись лучшие силы востоковедения – профессора: академик В. В. Латышев, И. И. Соколов, И. Ю. Крачковский, Н.Я. Марр, К.В. Оде-Васильева, С. П. Толстов, К. Н. Юзбашян, целый клан Мещерских, наш Институт востоковедения, А. А. Губер, В. Г. Солодовников и многие другие. Величайшая профессура спасала Общество, но и сами ученые вдохновлялись идеями Русской Палестины, что помогало им сохранить себя и свое имя в условиях повальной диктатуры. 

Преемственность идей и идеалов была стержнем сохранения Палестинского Общества. И на его примере видно, что несмотря ни на какие политические лихолетия и смену идеологических доктрин в любом обществе есть нравственные идеалы и высокие гуманитарные основы, которые сохраняются и передаются из поколения в поколения.

- А сегодня первоначальный замысел Императорского Общества остается неизменным или он как-то трансформируется под влиянием современных реалий?

- Идея Палестинского Общества, идея Русской Палестины остается неизменной. Она состоит в том, чтобы жить по принципу: "Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь"... Эти замечательные слова пророка Исайи (62.1). Василий Николаевич Хитрово, работавший в свое время главой канцелярии Министерства финансов, получивший прекрасное образование в Германии на аудиторских курсах, прекрасно знавший стремления русских людей сюда, в Святую Землю, использовал для девиза Общества, как бы показывая, что Иерусалим - это земля обетованная для души русского человека. И сюда русский человек всегда будет стремиться, чтобы увидеть эти святыни, о которых ему бабушка рассказывала. 

И русским людям хотелось унести в родные губернии огромной Российской Империи Благодатный огонь из Иерусалима, сохранив его в своем сердце, чтобы стать лучше, мудрее, чтобы принести в этот мир какую-то частичку добра. Идея Русской Палестины и в том, что мы идем с открытым сердцем на Ближний Восток, мы идем в Святую Землю, чтобы пойти по стопам Христа и осуществить благородные дела на пользу всех народов, в том числе и проживающих здесь, на земле Христа, оставив о себе добрую память и частичку большой русской души.

- В концепции ИППО органично сплетены два важных направления - это личностное совершенствование человека и духовное прибавление России за счет совершенствования нации в целом, с одной стороны. И геополитическое утверждение России, как страны, несущей идеи справедливого мира, с другой. Если брать второе направление, как вам кажется, не утратили ли мы в этом регионе своего былого влияния?

- Дело в том, что в 19-м веке геополитическое влияние России здесь было не велико - мы поздновато сюда пришли, когда здесь активно работали французы и англичане. Россия с ними не конкурировала, но при этом была гарантом православия на Ближнем Востоке. Тогда было все понятно. Засилье католичества, протестантства, представители которых работали достаточно агрессивно, буквально отторгая местное населения от православия даже такими маргинальными способами как подарки на мессах. Это было одной из причин, по которой Августейшая семья Романовых, правительство Императорское, поддерживая Палестинское Общество стало вовлекать в него такие фигуры, как Василий Николаевич Хитрово, генерал Степанов, архимандрит Антоний (Капустин) – начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и многих других авторитетных людей. Использовать и издательскую, и научно-популярную деятельность для пропаганды идей православия и Святой Земли. 

В 50-ти отделах ИППО проводятся Палестинские чтения, подготовленные русские паломники планируют поездки по святыням Востока, ученые занимаются там научной деятельностью. И российское присутствие стало здесь вскоре заметно и влиятельно. Сегодняшняя ситуация схожа с той - мы должны вновь восстанавливать присутствие России в Святой Земле и ее авторитет в этом регионе. И это уже происходит. Успехи российской политики в отношении Сирии, например, свидетельствуют об укреплении ее международного влияния. А усилиями ИППО возрождается авторитет страны в сфере гуманитарной. Хотя дискуссия о целесообразности таких усилий, к сожалению, не окончена.

 Есть такая позиция, что пока мы не решим свои внутренние социальные проблемы, пока у нас деревни живут без воды и газа, пока мы боремся с наводнениями и прочими бедами - зачем нам идти на Ближний Восток? 

Но сейчас уже есть достигнутые и достаточно ощутимые вещи, которые выступают аргументами в споре с таким взглядом. Если в начале 90-х мы наблюдали лишь редкие мероприятия Палестинского Общества, проводимые в основном по линии МИДа, то к 2007-му году мы уже стали возвращать отдельные участки исторической собственности Российской Империи в древних городах: Иерихоне, в Хевроне и в Вифлееме. И особое событие - возвращение Сергиевского подворья в центре Иерусалима. Всё это - неотъемлемая часть русского культурного наследия, эта частица России. И за неё есть смысл бороться. Время собирать земли, а не разбрасываться ими, как это было во времена Хрущева, когда "апельсиновая сделка" лишила Россию в 1964 году 420 тысяч кв.метров земли Императорского Общества, которые одним росчерком пера были отданы государству Израиль. Это была страшная потеря, от которой мы до сих пор не можем оправиться. 

С другой стороны, государство осознало ошибку и стало предпринимать какие-то шаги, чтобы компенсировать эти потери. Нашлись люди в Палестинском Обществе, которые убедили все стороны в том, что возвращение традиции принесет всем только пользу. Паломникам хорошо – они посещают дополнительные святыни. Местным жителям хорошо – рядом с ними возникают новые центры культуры, как, например, школа, строящаяся в Вифлееме. Все это радует. Другое дело, что надо это все удерживать, развивать и не прекращать работу ни в коем случае.

- Еще одна непрерываемая традиция ИППО - традиция научной деятельности под эгидой Общества. Насколько активны сегодня и насколько объединены ученые, занимающиеся исследованием Русской Палестины? И нуждается ли российское общество в этих исследованиях?

- Издательская деятельность всегда была мощным инструментом совершенствования человека. А сама концепция ИППО, в основе которой идеи благотворительности, позволяет говорить о востребованности профессионального слова на эту тему. Наши ученые вносят свой вклад в формирование концепции эволюционного - не революционного - развития гражданского общества, настроенного на социальную солидарность, взаимопомощь и созидательное участие в судьбе Отечества. Палестинское Общество за всю свою историю дало миру много ученых, многих я уже назвал. Но и сейчас в этом направлении трудится целая плеяда звезд науки – Н. Н. Лисовой, К. А. Панченко, О. А. Колобов, А. А. Корнилов, М. Б. Пиотровский, Р. Б. Бутова, Л. А. Герд, Г. М. Прохоров, М. В. Рождественская, А. В. Назаренко, иерей Димитрий Сафонов и др. 

Их трудами издается Православный палестинский сборник, монографии, переписки деятелей Общества, в частности, вышел трехтомник Хитрово благодаря Николаю Николаевичу Лисовому. Сборник о русском духовном и политическом присутствии на Святой земле. Документы из Архива внешней политики Российской империи о деятельности России в Святой Земле. А здесь, в Иерусалиме, мы добились того, что в продолжение замысла профессора А. А. Дмитриевского стал издаваться научно-популярный сборник «Иерусалимский вестник». 

Мы все чаще стали проводить научные форумы и конференции - судьба иерусалимского отделения сложилась как раз из такого научного форума в 2005 году «Иерусалим в русской духовной традиции». С нами сотрудничает МГУ, Нижегородский и Санкт-Петербургский университет. Интересные мероприятия проводятся в региональных отделениях. Сейчас их около 16, а до революции было 51. Все они добровольные, пока нет системного финансирования, рассчитываем на свои силы, но всегда в большом обществе российском находятся люди, которым тема интересна. Хорошо работают отделения в Ростове-на-Дону, во Владимире, Карачаево-Черкесии, Перми, Калуге, Нижнем и Великом Новгороде.

 В эти ноябрьские дни мы встречаем представительную делегацию из разных регионов России и будем проводить семинар с общим названием «Россия и Святая Земля» об организации паломничества по линии Палестинского Общества.

- А какие задачи стоят перед региональными отделениями?

- Нам нужно постараться по возможности восстановить все направления деятельности издательскую, паломническую, благотворительную, научно-исследовательскую. Все, что в Уставе мудром было заложено нашими предками. А мы со своей стороны, здесь, в Иерусалиме, будем помогать нашим коллегам в регионах советом и делом.

- Когда ищешь в сети ИППО, выходишь на два адреса - один ваш, а второй - некой организации, которая выступает также от лица ИППО. Как решается этот застарелый конфликт? И удается ли в рамках возрождающегося сегодня Императорского Православного Палестинского Общества соединить зарубежную и российскую общественность, занимающуюся этими проблемами.

- Эта проблема уходит своими корнями в трагические для России годы октябрьского переворота, когда в 1917 году российское Общество разделилось. Но, слава Богу, сейчас эту проблему мы постепенно решаем.

В 2008 году председатель ИППО Сергей Степашин и архиепископ Берлинский и Великобританский Марк, который представляет зарубежное Палестинское Общество в Святой Земле, подписали соглашение о сотрудничестве. На сегодняшний день государство Израиль признает юридически как историческое Императорское Палестинское Православное Общество наше Общество, зарегистрированное в Москве.

Мы имеем свой статус при ООН. Очень много дипломатов известных, Чрезвычайных и Полномочных послов состоят членами этого Общества. Министр иностранных дел Сергей Лавров является Почетным членом Общества. Такое высокое дипломатическое представительство помогает нам осуществлять благотворительную деятельность по всему миру, как например, наша помощь пострадавшим от военного конфликта в Сирии.

- А кто может стать членом Общества, какой порядок приема?

- Членом Общества может стать человек, который разделяет цели Общества и готов безвозмездно трудиться ради Святой Земле. Порядок приема опубликован официально на нашем портале, заполняются анкеты, кроме того нужна рекомендация двух членов Общества и утверждение на собрании регионального отделения по месту жительства.

- Павел, из года в год авторитет ИППО возрастает, об этом свидетельствует и поэтапное возвращение русской собственности в Святой Земле. Я могу поздравить вас с возвращением Сергиевского подворья?

- Сергиевское подворье было возвращено России в декабре 2008 года. Сейчас на подворье идут масштабные ремонтные работы.

Это общая большая победа российского правительства и общественности. Над этим много работало Управление делами Президента РФ, российский МИД, гигантскую работу провел нынешний председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин, а мы со стороны общественности способствовали этому возвращению.

- Выходит, всем миром отвоевали кусочек нашей Русской Палестины?

- Абсолютно верно. Мы ждали этого многие - многие годы. А сейчас позиции России в Святой Земле только укрепляются. Полноценно заработал Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне, в Вифлееме построен Центр ИППО, в помещениях которого размещен Российский центр науки и культуры, неподалеку ведется строительство огромного культурного комплекса в Вифлееме. Даже улицы, где расположены эти объекты, названы в честь российских президентов: в Иерихоне – Дмитрия Медведева, в Вифлееме – Владимира Путина. Всей этой работе способствует и покровительство Святейшего Патриарха Кирилла, который является председателем Комитета Почетных членов ИППО. Он, несмотря на свою загруженность, не оставляет без внимания деятельность Палестинского Общества и сам лично освятил новый офис Общества в Москве на улице Забелина. 

Мы чувствуем себя в лоне Русской Православной церкви, мы нуждаемся в Церкви, но и Церковь нуждается в нас. То, что не всегда может реализовать монашеский корпус или дипломатический корпус, можем выполнить мы - как общественная организация светского характера, направленная на благотворительность и привлечение молодежи к созидательной деятельности во благо ближнего. Сейчас у нас осуществляется потрясающий проект в Новгородском отделении ИППО - возводится новый храм усилиями его членов и благотворителей. Через 100 лет мы вернулись к нашей исторической концепции. Все это создается на добровольные пожертвования.

- А помощь от государства?

- Финансовой помощи от государства мы не получаем. Если в дореволюционный период были массовые пожертвования в пользу Общества и существовали бюджетные отчисления на определенные направления деятельности Общества, то сейчас и этого нет. И это проблема. Потому что для поддержания работающей системы, конечно, нужен штат и зарплата. А мы умудрились без этого финансирования наладить систему только на патриотических чувствах и энтузиазме. Но сейчас очень не хватает государственной поддержки. Однако мы не складываем рук. Идем дальше и работаем.

- Вашему личному энтузиазму, Павел, надо отдать должное. Вы настолько влюблены в Иерусалим и так много отдаете своих знаний и понимания этой Святой Земли всем сюда приезжающим - с паломнической ли целью или научной, что хочется спросить: как вы пришли в эту тему, почему она стала целью вашей жизни?

- Однажды я познакомился с удивительным человеком в Петербурге. Это покойный протоиерей Василий Ермаков, очень известный священник РПЦ, проживший большую жизнь в Церкви, прошедший немецкую оккупацию и концлагерь. Кстати, его из концлагеря вызволил отец покойного Святейшего Патриарха Алексия II - Михаил Ридигер. И они были как сводные братья. Это был удивительный человек. 

Он служил в Никольском морском соборе в Петербурге, куда ходила молиться поэтесса Анна Ахматова... Он выступал с очень смелыми проповедями, и его все время куда-то ссылали подальше, чтобы никто не мог слушать антисоветские проповеди. Так он оказался на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Но народная тропа к нему не зарастала, столько людей приходили, что попасть к нему было очень трудно. Этот человек открыл для меня Россию - яркую, духовную, необыкновенную, со своими мощными традициями. Он вдохновил меня на познание её богатейшего духовного мира и благословил на то, чтобы помогать России здесь, в Святой Земле, в Иерусалиме. 

Когда-то я грустно ходил возле русских построек, проданных Хрущевым, и молился в Троицком соборе: " Что же я могу, Господи, сделать для тебя, когда Ты меня сподобил жить в Иерусалиме, в Святом Граде. Чем отплатить за такую радость..." Мне очень хотелось что-нибудь сделать. И получилось, что как-то в результате встречи с такими же заинтересованными людьми возникла идея изучения наследия Императорского Православного Палестинского Общества. Мы организовали здесь конференцию, создали сайт «Россия в красках», объединили российскую диаспору, которая связана с православием по всему миру. И дело сдвинулось... 

Сначала мы создали благотворительный проект, который был посвящен русской культуре. Тогда это было крайне необходимо и для самой России - её образ нуждался в защите. Россия многим на западе представлялась неким «косматым медведем, размахивающим ядерной дубинкой». А у нас - храмы, ученые, композиторы, великие религиозные философы, деятели культуры! Все это составляет огромное духовное богатство, которое принесет миру только добро. И эта идея сработала. Потом она связала меня с ИППО, и я уже стал помогать Палестинскому Обществу здесь в Иерусалиме.

- Ваш пример говорит о том, что и один человек может сделать очень много.

- Я очень внимательно изучал историю русского духовного присутствия в Святой Земле в 19-м веке. Это феномен личностей-одиночек, которые очень успешно действовали на Ближнем Востоке. Архимандрит Антонин (Капустин) или Василий Николаевич Хитрово. Человеческий фактор очень важен. Иногда личности-одиночки могут свернуть горы, сделать невозможное. Я просто пытался перенять, хотя бы в микрочастицах, их опыт.

 Сколько клеветы было высказано в адрес Капустина, а он даже после смерти продолжал служить Церкви, передав ей все наследие. Это человек святой жизни, у него формация ценностей была совсем иная, чем у обывателя, который служит ради того, чтобы медальку какую-нибудь на грудь повесить или «настучать» на кого-то - так многие "служили" в советские времена. А архимандрит Антонин (Капустин) жил в Небесном Иерусалиме. И Небесный Иерусалим его и призвал - он упокоен здесь в земном Иерусалиме, рядом с местом Вознесения Христа.

- Вы часто встречаетесь с паломниками из России и вам, наверное, со стороны, виднее, как меняется духовное состояние российского общества?

- Есть позитивные моменты, когда мы видим большее количество храмов, мы видим какие-то попытки работы с молодежью. Православной символики больше. Но, с другой стороны, происходит какое-то раздвоение сознания у молодежи, когда она пытается подражать миру Запада, но при этом не проживает этот мир. Для западного мира естествены потребительство, космополитизм. А перенесенное на нашу почву все это становится пародией. Вызывают опасения и антиклерикальные, даже вандальные всплески, как случай в Храме Христа Спасителя. Раньше этого не было. Это печалит. 

А проблема мне видится в том, что Церковь, проводя жесткую каноническую линию, должна все-таки учиться говорить со светской молодежью. А у нас вот этой серединки нет. В дореволюционной России это было. Одно дело храмы строить, а другое дело - храм души воссоздавать в человеке. А у нас часто священники и монахи в прямом смысле строительством занимаются как строительные подрядчики или прорабы, а молодежь упущена. И это серьезная кадровая проблема. Запреты и ограничения – не всегда верный путь в миссионерской деятельности. 

С другой стороны, на мой взгляд, проповедовать на байкерских скоморошных мотоциклах - это другое заблуждение. Идет крен в сторону имитационно-имиджевых изменений, а они не глубокие, они поверхностные. Сегодня байкер, завтра металлист, послезавтра я - панк. Дальше что? Человека зацепит только тогда, когда его пронзит слово духовника, открывающего ему тайны Божественного на простых и ясных смыслах. И тогда он просто не сможет не быть христианином.

- Мы, действительно, вспоминаем тех духовников, кто однажды одной фразой повернул наше сознание в сторону того, что мы так долго не понимали. Как нужна эта мудрая фраза о смысле человеческого бытия...

- У нас абсолютно была разрушена традиция старчества, традиция передачи священниками вот этих наработок глубоких, которые приходили с Оптиной пустыни. Важно стремиться сейчас все это восстанавливать. Людям нужны идеи совершенствования себя и мира, правильная оценка того, что в жизни происходит. И они должны это получать в храме. А молодежи нужны нравственные лидеры, чтобы молодой человек сказал, да, вот этот человек для меня идеал, я хочу быть похожим на него. А кто сейчас лидеры? Все заняты зарабатыванием денег, и часто это зарабатывание денег стирает морально-этические нормы.

- Приобщение к идее Русской Палестины - это ведь тоже путь нравственного обновления? И я знаю многих людей, на кого посещение Иерусалима произвело потрясающее воздействие, - у многих меняются не только взгляды на жизнь, но и сама жизнь.

- Этот феномен я вижу на паломниках, когда они прибывают в Святую Землю. Когда человек видит, как православие выживает в окружении часто агрессивного ислама, он открывает для себя силу христианства. И он принимает эту силу в свое сердце. А если я - христианин, если я - православный, значит, я уже дальше не смогу переступить через многие вещи. Я должен жить в русской православной традиции, это моя ценность и это моя земля, которую я должен беречь, а не загаживать. Нам не нужна страна, куда приходят наркодилеры и превращают нас в безумных, нам не нужны деревни, которые спиваются, нам не нужны казино, превращающие людей в автоматы... Нам не нужны "пьяные" туры в Турцию, чтобы напиться за счет "all inclusive". Мы должны ездить по миру, чтобы познавая другую культуру, нести в мир свою, основанную на нашей истории и наших традициях.

- Вот мы с вами и открыли самую главную тайну Русской Палестины - человек должен хотя бы раз в жизни оказаться в Святой Земле, чтобы изменить себя, а потом уже попытаться изменить мир.

Беседовала Татьяна ХУДОБИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также