Нет эпилога без пролога
В вопросе исторического значения Октябрьской революции принципиальное значение имеет методология исторического познания. Обычно критики Октября, как и вообще всех революций, ограничиваются методологией резонирования, когда аргументы приводятся по принципу подбора отдельных фактов.
Например, в журнале «Вестник воспитания», издававшемся до революции, в 1906 году давался следующий прогноз ликвидации неграмотности в стране в условиях помещичье-буржуазной системы. В европейской части России всеобщая грамотность возможна была бы через 120 лет, в Сибири и на Кавказе – через 430 лет, а в Средней Азии – через 4600 лет. Советская система образования решила эту проблему, причем для всех народов СССР, всего лишь за 20 лет.
А взять проблему народного питания в дореволюционное время! Даже сами тогдашние помещичьи депутаты в Государственной думе, в частности граф Бобринский, владевший в Тульской губернии 13 тысячами десятин земли, отмечал, что «население у нас на душу потребляет приблизительно 16,5 пудов муки в год, тогда как в самых бедных странах, например в Алжире, потребляется 24 пуда».
В дореволюционную эпоху больше половины детей в Российской империи не доживали до совершеннолетия, а средняя продолжительность жизни населения составляла всего лишь 32 года. При таком демографическом тренде ни о каком нормальном развитии производства и культуры в стране не могло быть и речи. Депутат от кадетской партии во II Государственной думе Капустин приводил такие ужасающие факты: «Дети обречены на такую громадную смертность, когда из ежегодно рождающихся в некоторых местах 40 человек из 100 погибают, не достигши одного года». Россия находилась на периферии исторического процесса и практически ничем не отличалась от колониальных стран с такой же ужасающей нищетой, неграмотностью и продолжительностью жизни.
Поэтому историческое значение Октября заключается в том, что впервые в истории человечества был осуществлен реальный прорыв в новую цивилизацию. Это вынужден был констатировать даже Милюков, который в своей последней книге «Правда большевизма» (1943 год) признал прогрессивную историческую роль деятельности большевиков для своей страны и мирового сообщества в свете исторического опыта СССР и его борьбы с фашизмом.
доктор философских наук, профессор