Ожившая история на берегах Днепра
6 ноября – 70-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Украина отметила этот день многочисленными яркими торжествами – парадом, выставками, концертами. В том числе прошли мероприятия по военно-исторической реконструкции.
3 ноября, в день начала Киевской наступательной операции, в окрестностях украинской столицы была проведена одна из самых масштабных военно-исторических реконструкций Великой Отечественной войны – реконструкция эпизодов форсирования Днепра Красной армией и боев за взятие Киева. Исторический спектакль проходил в рамках фестиваля реконструкции «Даешь Киев!». В нем приняли участие более тысячи реконструкторов из 15 стран мира, приехали энтузиасты даже из Японии и США. На восстановленную картину событий ноября 1943 года пришли посмотреть около 709 тысяч зрителей. Зрелище, как говорят видевшие его, было максимально приближено к истории – плащ-палатки, котелки, каски, форма, практически все, как у дедов и прадедов. И неудивительно – ведь амуницию предоставила Киевская киностудия им. А. Довженко.
Реконструкция – это реальная возможность стать как бы участником событий, пережить их перипетии самому.
– Для подрастающего поколения это урок живой истории. Необходимо стереть в сознании молодежи государственные границы в этом вопросе. Они должны понимать: эта война и эта победа – наши общие, – говорит заведующий сектором поисковой работы и военно-исторической реконструкции Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский.
Традиционно на реконструкторские мероприятия приглашают и ветеранов, которые зачастую дают главную оценку. Для ветеранов реконструкция – повод еще раз вернуться в былое, вспомнить друзей, живых и павших.
Но все же в первую очередь реконструкция нацелена на молодую аудиторию – чтобы помнили, ощущали свою сопричастность истории.
– Это важно и для того, чтобы противостоять попыткам очернить и фальсифицировать нашу историю, – уверен директор Национального военно-исторического музея Украины Владислав Таранец.
Но в любой войне, как известно, есть две стороны. Кто же соглашается «играть» врагов?
– Если ты стал членом военно-исторического клуба, ты должен действовать в интересах истории. И тебе не должно быть важно, какую форму надеть. Одни и те же участники могут представлять то ту, то другую сторону, – поясняет Сергей Мачинский.
Организатор военно-исторической реконструкции Алексей Руденко считает, что те, кто представляет немцев, выбирают такую роль вовсе не из интереса к немецкой идеологии.
– Для них немцы – это сильный военный монстр, которому наши деды сломали хребет, – подчеркивает он. – И решение встать на ту сторону продиктовано сильным желанием подчеркнуть нашу победу.
Но нет ли опасности, что «играющие» на стороне немцев вживутся в образ и начнут постепенно симпатизировать нацистской идеологии и пополнять ряды политических радикалов?
– Один из критериев приема в наш клуб – отсутствие любых националистических взглядов, отказ от участия в каких-либо политических акциях и членства в политических партиях. Даже шутки и высказывания в адрес каких-то национальностей пресекаются, – рассказывает руководитель общественной историко-патриотической организации «Вехи истории Отечества» Борис Пантюхин.
Многие реконструкторы воссоздают историю семьи, эпизод из жизни какого-то предка, принимавшего участие в том или ином сражении. Зачастую юные зрители, посмотрев на это представление, начинают интересоваться: а были ли в моей семье такие герои? Поэтому реконструкция – это еще и вклад в сохранение памяти о наших корнях.