Понятное прошлое
Единый учебник истории – самый противоречивый проект этого года. Эксперты, собравшиеся в РИА «Новости» для участия в «круглом столе» по теме «Каким должен быть единый учебник истории?», обсуждали, критиковали и спорили очень горячо и заинтересованно.
Идея единого учебника была высказана Владимиром Путиным на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года. В рабочую группу вошли 34 специалиста из Российского исторического общества во главе с Председателем Государственной Думы Сергеем Нарышкиным.
По словам Андрея Петрова, данный проект – попытка достижения общегражданского согласия по основным вопросам нашего прошлого. Андрей Петров подчеркнул: «Нужно начинать разговаривать, обсуждать спорные моменты и договариваться. Не будем пробовать – не придем к согласию, никогда не поймем друг друга». К написанию учебника привлекаются и профессиональные историки, и учителя, и методисты, и детские писатели, которые сумеют сложные понятия донести до школьников в доступной форме.
«Одна из наших утрат – утрата семейной истории. Наши дети, зная родителей и бабушек с дедушками, в прабабушках и прадедушках уже путаются, а следующего за ними колена уже не знают вовсе. По результатам опроса, 85% не могут назвать своих прабабушек и прадедушек. Из этого следует, что своим детям рассказать, откуда их семья, нынешние школьники не смогут. Не смогут передать обычаи, предания, – отмечает важный момент Андрей Петров. – Поэтому необходимо возрождать семейную историю нашей страны».
Российские школы перейдут с действующей «концентрической» на «линейную» методику преподавания отечественной истории. При линейной модели история изучается последовательно, а при концентрической модели предполагается, что сначала курс изучается целиком вплоть до девятого класса, а затем углубленно повторяется в двух старших классах.
Вопрос освещения советского периода остается самым сложным при подготовке историко-культурного стандарта. Чтобы выработать единую позицию вокруг неоднозначного ХХ века, более 30 именитых историков собрались на «круглый стол» в начале сентября. Скорее всего, новейшую историю будут исчислять с «эпохи великих потрясений», куда войдет и начало Первой мировой войны, и Великая русская революция 1917 года, и Гражданская война.
Представительница Костромской области отметила, что в рамках проекта единого учебника истории нужно предусмотреть возможность изучать историю страны через историю регионов. Воспитывать толерантность. В проекте единого стандарта некоторые термины не совсем понятны – например, «аскетизм 20-х годов» или
«нормальные проявления гражданской активности». Представительница Пензы высказала мнение, что надо предоставить регионам право самим разрабатывать свои методические пособия, определиться с приоритетами в изучении истории. Она также напомнила о важности такого аспекта, как единый исторический стандарт для учеников средне-специальных учебных заведений, и того, как стандарт будет соотноситься с ЕГЭ. Представитель Рязанской области считает, что в курс следует добавить историю язычества на Руси.
О том, как рассказывать детям о спорных моментах истории, специалисты еще будут дискутировать на предстоящих заседаниях, однако труднейшей задачей является необходимость объяснить, что наша история не черно-белая, а неоднозначная.
Верно отметил представитель Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин: сбываются слова Дмитрия Лихачева о том, что XXI век будет веком гуманитарных знаний.