Об этом «СВ» беседует с писателем Владиславом БАХРЕВСКИМ.
Весьма символично, что наша беседа о правильных книжках и бережном отношении к природе состоялась именно в этом году, который объявлен одновременно Годом охраны окружающей среды и вместе с тем Годом 1150-летия славянской письменности.
Владислав Анатольевич Бахревский – лауреат Пушкинской премии и Литературной премии имени Александра Грина, заслуженный деятель искусства Республики Крым. Автор более чем сорока исторических романов и повестей – «Святейший патриарх Тихон», «Смута», «Ярополк», «Всполошный колокол» и многих других книг, в которых он обращается к исследованию истоков русского национального характера. По пяти его книгам – «Тишайший», «Никон», «Аввакум», «Страстотерпцы» и «Столп» – был снят многосерийный фильм режиссера Владимира Досталя «Раскол».
Также он является автором многих повестей, рассказов и сказок для детей – «Златоборье», «Мальчик из поднебесья», «Медвежьи сказки», «Первоклассник Митя и кролик Ушки-на-Макушке» и многих других. В своих произведениях Владислав Бахревский учит юного читателя отличать добро от зла, любить ближнего, ценить красоту родной природы, с уважением относиться к каждому живому созданию и беречь тот удивительный первозданный мир природы, без которого было бы невозможно существование человека.
– Одна из ваших последних книг – сказка «Златоборье». О чем она?
– В книжке рассказывается о жизни лесника Никудина Неоткудовича и его внучки Даши. Они живут в удивительном согласии и мире с многочисленными волшебными существами – домовой, банник, водяные. В книге сочетаются традиция и современность. Так, Златоборье живет удивительной жизнью со всеми чудесами, но какой-то богач решает купить этот чудесный лес и вырубить… И лесники вместе с чудесными жителями Златоборья в итоге побеждают и отстаивают свой «зеленый» дом. По соседству со Златоборьем находится другой мир – мир, изуродованный человеком в результате атомных испытаний. Показано, как здесь живут искалеченные, несчастные существа. Увы, это один из возможных сценариев развития жизни на Земле, если человечество не одумается.
Кстати, в эпизоде с борьбой за лес есть определенный элемент автобиографии: в поселке Селятино в одном ряду с местными жителями я боролся за сохранность леса с местными властями. 73 гектара леса собирались уничтожить и застроить территорию «коробками». Зачем они? Кто там будет жить? А лес – наше достояние – исчез бы… Хорошо, что тогда нас поддержали более высокие инстанции.
– В ваших книгах для детей присутствуют вымышленные персонажи: дядюшка Шорох, Шуршава, нечаянные звоны, сипы-скрипы… Какую роль они играют?
– Эти образы олицетворяют силы живой природы, ее звуки, голоса, запахи и краски. Все эти образы – из нашей родной, славянской мифологии. Действующими лицами также становятся времена года. Посредством этих ярких сказочных образов юному читателю открывается все богатство и разнообразие природного мира.
– Почему вы решили обратиться к проблеме взаимоотношений человека и окружающей среды?
– Я вырос среди лесов, в семье лесничего – сначала жили в Горьковской области, потом на Рязанщине. Можно сказать, именно лес сделал меня писателем. С детства я научился черпать вдохновение из природы. Именно она дарит самые яркие образы. Современный ребенок лишен природы. Даже тех редких «очагов» природы, которые встречаются иной раз в городе, его лишают. Сейчас траву косят в основном косилками. Только пробьются цветы – одуванчики, мать-и-мачеха – тут же все скашивают. Зато недалеко от моего дома есть озерцо. Как только вокруг выросла высокая трава – появились и синие стрекозки, жуки, выдра, нутрия. Вот вам уголок живой природы.
– В чем причина оторванности человека от природы?
– От природы в первую очередь оторван городской человек. В «каменных джунглях», в «коробках», среди камней и асфальта растут дети, которые обделены. Порой они не знают названий птиц и зверей, не могут отличить ядовитые грибы и ягоды от съедобных, не знают, как правильно ориентироваться в лесу. Более того, они не понимают смысла некоторых исконно русских слов и выражений, обозначающих те или иные процессы в природе. К примеру, однажды, ведя урок литературы в школе, я читал детям знаменитое стихотворение Пушкина: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» Оказалось, школьники не понимают, что такое мгла и как буря может крыть ею небо. Извините, но в их понимании сегодня слово «крыть» – это значит осыпать матерной бранью.
Главную причину я вижу в том, что в нашей стране уничтожена деревня – то место, где человек сливается с природой. И вместе с деревней уничтожены корни нашего языка. Ведь наш язык создали пахари, мир которых составляли небо, земля и Бог. Я недавно проехал двести километров по Оренбуржью – не осталось ни одной деревни, все убито. Ехали весной, по берегам рек цвела черемуха. А на кладбищах – сирень. И глядя на ее пушистые цветы, я осознал: одни кладбища да заброшенные лачуги. Там, где должны были стоять добротные крестьянские дома, где должен пастись скот...
Если исчезнет лес, река, луг – исчезнет и душа человека. Я уверен: лишенный природы человек лишается всего человеческого.
– Как может помочь книга?
– Если маленький человек соприкасается с природным миром – его душа раскрывается. Он учится любить, понимать, заботиться. Но необходимо пробудить интерес читателя к природе. Чтобы он захотел прийти в лес и послушать пение птиц. Посидеть молча у реки, полюбоваться цветением растений, понаблюдать за зверушками. А главное – научился ценить и беречь эту красоту. Этому его должны научить герои книг.