В Калужской области возле национального заповедника «Угра», за двести километров от Москвы, есть деревенька c говорящим названием Никола-Ленивец. На первый взгляд она ничем не отличается от других – история со всеми русскими деревнями произошла примерно одинаковая.
Большой населенный пункт на две тысячи человек с храмом в честь Пресвятой Богородицы на холме постепенно приходил в запустение. В храме устроили молокозавод, колокола увезли на переплавку. К концу 80-х в Никола-Ленивце осталось семь полуразрушенных домов и три жителя – баба Катя, Анна Романовна и дядя Ваня. Так бы оно все и шло, если бы живописная дикость и заброшенность здешних мест не привлекла молодого архитектора Василия Щетинина, который решил построить здесь дом и уговорил своих друзей сделать то же самое.
Вместе с Щетининым сюда переехали художник Николай Полисский и доктор Александр Грачев, многие приезжали погостить, а кто-то оставался навсегда. В середине 90-х годов был реконструирован храм, в деревню проложили дорогу, Никола-Ленивец совершенно стихийным образом превратилась в своеобразный арт-кластер, а местные мужики – в современных художников.
Художественная история деревни началась очень просто – со снеговиков. В то время живописцу Николаю Полисскому пришла в голову простая мысль – на дворе зима, много снега, так почему бы не слепить снеговиков, да побольше. Это умеют все, и это понятно каждому. Самому с целым полем снега не справиться, поэтому он пообещал местным десять рублей за снеговика. К его удивлению, вскоре поле украшало двести снеговиков, а их фотографии вызвали немалый интерес на выставке в Москве. Так русская народная забава превратилась в художественную акцию. Позже Николай Полисский при помощи крестьян, молодежи и волонтеров из соседних деревень построил снежный акведук, башню из сена, телебашню из лозы, дворец из дров. Так родился «Проект Никола-Ленивец».
В деревню начали приезжать голландские архитекторы, чтобы построить дом из шишек, а местные необозримые просторы заинтересовали французских ландшафтных дизайнеров, которые до этого имели дело только с садами Версаля. В 2006 году здесь прошел первый и уникальный по своей природе фестиваль «Архстояние». Архитекторам дали возможность осуществить в условиях дикой природы то, что они бы никогда не сделали в городе. Им в помощь дали местных умельцев, а посмотреть на все это съехались толпы народа с разных уголков страны и зарубежья. Позже здесь построили гостиницу и кафе, благоустроили территорию, отвели место для палаточного городка и стали проводить различные фестивали. Так богом забытый уголок превратился в центр культурной жизни.
Никола-Ленивец и его местные жители показали на собственном примере, как можно возродить целую деревню собственными силами. Конечно, дело не обошлось без спонсоров и помощи властей, однако художник сыграл решающую роль. С его помощью «профессиональные алкоголики», как он сам их называет, превратились не в ремесленников, а в художников, которые создают свои собственные проекты и ездят с ними на международные выставки. «Они жили бы в своем ужасе, но устроились бы как-то. Кто трактористом, кто охранником, а кто – в полицию. А теперь они читают про себя в журналах, в телевизоре себя видят, а потом опять в грязь? Я не вечный. Но мне хочется, чтобы они смогли прожить и без меня, своей артелью, промыслами», – говорит про своих мастеров Полисский.
Этот уникальный проект, безусловно, поменял атмосферу в регионе, привлекая туристов не только со всей России, но и со всего мира. Кроме того, оказалось, что русскую глубинку могут возродить не власть и денежные вливания, а самые обычные люди, такие же, как мы с вами. При условии, что они не боятся труда и что ими движут правильные идеи.