18 сентября в Беларуси состоится празднование 390-летия основания Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря – одной из святынь христианского мира.
История белорусского народа неразрывно связана со становлением православия в Беларуси, а одной из ярких и славных ее страниц стала жизнедеятельность Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря, или Кутеинской лавры, в городе Орша.
В записках русского купца, посетившего Оршу в XVI веке, упоминается город «на посаде семь церквей». В XIX веке Оршу называли «белорусским Суздалем». Отсюда, от Кутеинской лавры, пошло начало общежитейского монашества по всей Белой Руси. Монастырь стал средоточием культурной жизни, при нем трудились искусные мастера: резчики по дереву, граверы, специалисты изразцового дела, чеканщики, иконописцы, книгопечатники.
Именно здесь появился первый белорусский букварь Спиридона Соболя. Кутеинские иноки несли в белорусские земли просвещение, сохранение культурных и духовных традиций восточнославянского церковно-прикладного искусства. Богоявленская соборная церковь Кутеинского монастыря была построена в 1623-1636 годах и представляла собой величественный деревянный кресто-купольный храм. Исторические материалы XIX века свидетельствуют об уникальности этого сооружения.
Построенная позже Свято-Троицкая церковь, ныне действующая, является теплым храмом монастыря. Начало ее строительства – первая половина XVII века. Уникальным было украшение предалтарных плафонов с изображением Божией Матери на престоле, держащей Предвечного Младенца и окруженной ангелами. Храм существовал до 20-х годов ХХ века, но потерял первозданный архитектурный облик после закрытия монастыря.
Церковь стала вновь действующей с именем Пресвятой Троицы, в середине 90-х годов прошлого века, после реставрации, признанной специалистами неудачной. Необходима новая реконструкция храма в православной традиции, на основании имеющихся исторических и научно-исследовательских данных. Становление обители Кутеинского монастыря проходило в тяжелое для православия время, когда Орша находилась под властью польского короля, а правящая каста римско-католического вероисповедания враждебно относилась к православным.
Находясь на приграничной полосе, оршанские земли часто попадали в колесо боевых действий русских и польских войск.
Большие испытания выпали православным с началом в 1654 году русско-польской войны. В том же, 1654 году заместитель игумена Дионисий получил от царя Алексея Михайловича охранную грамоту, запрещающую русским войскам разорять монастырские деревни. А святитель, патриарх Руси Никон после перехода Орши под московскую руку стал просить царя Алексея Михайловича, чтобы он повелел перевести из Кутеинской обители боголюбивого игумена с братией в Иверский монастырь на Валдай.
В этом святитель «привидел, какую крепость и утверждение может получить от такого столпа благочестия и терпения новосозданная им обитель». Другой причиной к переводу послужило опасение, что в случае захвата Орши польскими и литовскими войсками на Кутеинский монастырь будет воздвигнуто сильное гонение. Повинуясь воле святителя, игумен Иоиль отправился на Валдай.
Большой список серебряных и золотых церковных ценностей привезла туда кутеинская братия, захватив с собой ценнейшие экземпляры печатной продукции. Но особой ценностью являлось типографское оборудование. С приездом кутеинских монахов начинает усиленно развиваться книгопечатание и переплетное мастерство на Руси. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография – Государев печатный двор. В 1675 году оборудование кутеинской типографии было перевезено в Москву и передано в распоряжение знаменитого Симеона Полоцкого.
Нынешнее празднование 390-летия основания Богоявленского Кутеинского монастыря приходится на год 1025-летия празднования Крещения Руси, отмеченного столь широко и в России, и в Беларуси. Появилась надежда на свершение исторической справедливости – обновление и развитие таких святынь, как Кутеинская лавра.
Людмила ДОБРЫНИНА,
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Константин НИЛОВ,
член правления Союза писателей Беларуси