Общий замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу.
Немецкие планы наступления на Курской дуге стали известны Ставке Верховного главнокомандования еще весной. На совещании 12 апреля 1943 года маршал Жуков убедил Сталина и командующих фронтами, что вместо начала упреждающего наступления советских войск «лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника».
Красная армия начала создавать на выступе систему мощной, прежде всего противотанковой обороны. Советские войска с помощью местного населения вырыли тысячи километров окопов, траншей, противотанковых рвов, густо уложили минные поля (на самых танкоопасных направлениях было установлено до 2000 противотанковых мин на каждый километр фронта), возвели проволочные заграждения, подготовили огневые позиции для пулеметов, артиллерии, минометов... Были укреплены села и привлечены к сооружению рубежей обороны до 300 тысяч гражданских лиц, главным образом женщин и детей.
В ходе Курской битвы вермахт безнадежно завяз в обороне Красной армии. Немцы лишь вклинивались на незначительную глубину, но каждый раз, когда враг думал, что ему удалось прорваться, советские войска отходили, и враг наталкивался на новую линию обороны. Уже 9 июля северной группировке наших войск был дан секретный приказ готовиться к переходу в контрнаступление.
Окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель» крупнейшее за всю Вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Советский танкист вспоминал тот первый бой: «Солнце помогало нам. Оно хорошо освещало контуры немецких танков и слепило глаза врагу. Первый эшелон атаковавших танков 5-й гвардейской танковой армии на полном ходу врезался в боевые порядки немецко-фашистских войск. Сквозная танковая атака была настолько стремительна, что передние ряды наших танков пронизали весь строй, весь боевой порядок противника. Боевые порядки перемешались. Появление такого большого количества наших танков на поле сражения явилось для врага полной неожиданностью. Управление в его передовых частях и подразделениях вскоре нарушилось. Немецко-фашистские танки «Тигр», лишенные в ближнем бою преимущества своего вооружения, успешно расстреливались нашими танками Т-34 с коротких расстояний, и в особенности при попадании в борт. По существу, это была танковая рукопашная. Русские танкисты шли на таран. Танки вспыхивали как свечи, попадая под прямые выстрелы, разлетались на части от взрыва боекомплекта, слетали башни».
12 июля начался второй этап Курской битвы – контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге.
Курская битва стала поворотной точкой войны на Восточном фронте. Вермахт больше не смог вести генеральных наступлений. Поражение Германии стало только вопросом времени. С августа 1943 года многие трезво мыслящие немецкие военачальники поняли, что война проиграна.