– Насколько верно суждение о том, что сегодня российское общество переживает возрождение патриотизма?
– Само слово «патриот» наконец-то перестало носить ярко выраженную негативную окраску. Патриотизм в нашей стране расшатали 1990-е, когда само это понятие было отдано на откуп разного рода политическим радикалам. В обществе стало бытовать мнение: патриотизм – последнее прибежище негодяев. Вообще в 90-е выросло целое поколение, воспитанное на бездуховности – бесконечных ментах, ворах в законе и прочем. Три самые популярные профессии 90-х были киллер, путана и юрист. Должно было пройти время, чтобы люди наконец начали все правильно осознавать.
Сегодня люди все активнее изучают русскую классическую литературу и отечественный кинематограф. Они оживленно и с радостью обсуждают победы наших спортсменов на Олимпиадах. Но, конечно же, самое яркое проявление патриотизма в нашей стране 9 Мая, когда на улице чувствуется высокий градус хорошего патриотизма. Многие люди действительно ничего не знают о тех событиях, но на подсознании ощущают, что это священный день. И если бы этого ощущения не было, давно наступила бы полная катастрофа для целостности народа в политическом смысле. Гордость за героев Великой Отечественной – это стержень нашего патриотизма.
– Но сегодня нередко из доблестных страниц истории и наших побед делают некий фетиш. Пример – украшение георгиевскими ленточками. Люди не понимают, что вешать символ мужества и отваги на сумки, антенны автомобилей и бутылки водки – это кощунство. Как быть с этим?
– Я говорил об этом открыто организаторам акции. Идея-то изначально была благая – но во что это вылилось? Конечно, никто не в силах проконтролировать 200 млн людей, каждый из которых использует эту ленту в меру своего понимания. Мы живем в эпоху Интернета. Один дурак напялит ее на ошейник собаке – выложит в Твиттере, и все это разойдется. Оппозиция, конечно же, сразу подхватит: вот она, дескать, цена казенного патриотизма! Получается, государство опять должно оправдываться. А ведь нужно всего лишь воспитание. Людям нужно объяснять, что такое орден Славы, что значила эта лента в Российской империи, что значит Георгиевский крест и георгиевское оружие. Когда я вижу, как люди цепляют ленту в качестве украшения, я подхожу прямо на улице и объясняю. У меня к этой ленте отношение трепетное: мой дед – фронтовик.
Но все-таки сознание людей просыпается. В первые годы акции можно было с ужасом услышать с экранов ТВ: «Ты настолько патриот, насколько у тебя длинная георгиевская лента». Слава Богу, в этом году ленты уже не крепят к биотуалетам, бутылкам водки, не вкладывают в глянцевые журналы и пачки с пельменями.
– Ваша программа на радио «Голос России» посвящена мифам об истории ХХ века, в частности – Второй мировой войны. Ведь патриотизм в обществе расшатывают и разного рода исторические фальсификации?
– Да, увы, история Второй мировой и Великой Отечественной по-прежнему является предметом политической спекуляции. Зайдите в книжный магазин – плюрализм мнений очевиден. Но сколько же продается откровенного вранья! Да, с одной стороны, есть свобода слова. Но с другой – надо же соблюдать какую-то порядочность на самом простом человеческом уровне! И есть издательства, которые охотно берутся это печатать, только и питаются за счет таких «сенсационных исследований». Это опять же отголоски 90-х, которые прошли под девизом «Мели, Емеля, твоя неделя». Решили, что теперь можно говорить и писать все, что угодно. Выходят книги, которые открыто оскорбляют и живых ветеранов, и память павших героев. Кстати, побывав в главном книжном магазине Минска, я не нашел ни одной подобной книги. Ответ прост: каждый третий белорус погиб от рук оккупантов. И подобное просто читать никто не будет. У этого народа могучая генетическая память, которая свято хранится – за что честь и хвала руководству республики. У нас же люди хватают эти книги и, прочитав, думают, что им открылась правда о Второй мировой. А дальше начинают рассказывать знакомым. И так получается очень точно сформулированная мифологема. Поэтому нужно вовремя давать ответы и реагировать на фальсификации – иначе они будут появляться и дальше.
В Бразилии каждый говорит о футболе, в Англии – о политике. В России же каждый предпочитает говорить об истории. Но часто об истории говорят, начитавшись и наслушавшись полного вздора. Ведь была прекрасная идея создать комиссию по борьбе с фальсификациями истории. Увы, не прошла. Поэтому, я считаю, что с восприятием истории у нас катастрофа. За этим должен кто-то следить.
– Нуждается ли патриотизм в пропаганде сегодня?
– Пропагандировать его все равно что пропагандировать любовь к матери. Должна быть не пропаганда, а просвещение. У нас сейчас ощутим западный крен, особенно среди молодежи. Думают, что на Западе все хорошо, а у нас все плохо. Но это же не так. Надо больше говорить о достоинствах России. Нам же есть, чем гордится – сотнями наших выдающихся соотечественников, которые внесли вклад в мировое искусство, науку, спорт и т.д. Тогда будет любовь к стране и народу. Топорная пропаганда неких общественных организаций, не являющихся к тому же исполнителями государственной воли, ни к чему хорошему не приводит. Не дай Бог дойти до такого, как в Америке, где флаг страны на нижнем белье изображают. А от квасного патриотизма один шаг до ксенофобии. Если ты не способен уважать другие нации, то ты не способен любить свою. А вот когда люди смотрят такие фильмы, как «Брестская крепость», «Легенда номер 17», «Достоевский», когда видят победы наших спортсменов, тогда сеются и взрастают зерна патриотизма – не квасного, а настоящего. Это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом. Государство не является сейчас доминирующим в пропаганде патриотизма – и это правильно. Нести патриотизм, учить ему друг друга должны люди. Зачатки здравого патриотизма у нас в стране есть, как и здравые его проявления. Да, мало, но причиной этому – те самые лихие 90-е.
– Справедлива ли обида: за что я должен любить родину, если она меня не любит и ничего мне не дает?
– Я всегда в таких ситуациях спрашиваю: ребята, а что лично вы сделали для страны? В чем ваш вклад – в науку, культуру, спорт, промышленность? Очень быстро выясняется, что ни в чем. В силу целого ряда обстоятельств. Так прежде, чем с кого-то что-то требовать, не лучше ли начать с себя? Правильно говорил герой Булгакова: прежде чем о разрухе говорить – стучите себя по лбу. Разруха в головах. В России всегда существовала такая когорта людей, которые ничего не хотели знать, видеть и слушать – только возмущаться и рушить. Это они в конце XIX века стреляли в городовых, потом разваливали армию и фронт, потом также разваливали… Я не согласен с тем, что это какая-то «пятая колонна» и «воины темных сил». Это просто своего рода субкультура, которая активно подпитывается лозунгом: «Государство нам должно». Государство не обязано помогать, оно просто не мешает – и это правильно. А возможностей реализоваться у каждого полно. Не хочешь – никакое государство не поможет. Все зависит только от человека. И не надо во всех неудачах сразу винить государство. У нашей интеллигенции есть давняя традиция: отдавили ногу в трамвае – давай кричать: «Куда смотрит правительство?!» Это уже доктрина, которая тянется еще чуть ли не из XIX века.