Битва, изменившая ход истории
Битва на Курской дуге, продолжавшаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, по своим масштабам, результатам и военно-политическим последствиям стала одним из ключевых этапов Великой Отечественной войны.
Битва на Курской дуге, продолжавшаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, по своим масштабам, результатам и военно-политическим последствиям стала одним из ключевых этапов Великой Отечественной войны.
До этого величайшего сражения у Красной армии были победы под Москвой и Сталинградом, которые в значительной мере повлияли на исход войны. Особенно Сталинград. Однако даже после этих побед у врага все еще доставало сил, вооружений, резервов и, главное, наглости для того, чтобы бороться за стратегическую инициативу и надеяться на победу. И только Курская битва разнесла в прах эти надежды гитлеровской Германии, только после нее стратегическая инициатива окончательно и бесповоротно перешла на сторону Красной армии.
В Москве в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему: «Курская битва: 70 лет спустя».
В ходе пресс-конференции шла речь о значении Курской битвы для Победы в Великой Отечественной войне, о подготовке к предстоящим юбилейным мероприятиям, в том числе о Международной научно-практической конференции «Курская битва: взгляд из XXI века», которая состоится в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Ветеран Великой Отечественной войны, участник парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, участник Курской битвы, генерал-полковник Борис Уткин сказал, что он рассматривает Курскую битву и как ее участник, и как военный историк, 24 года работающий в Институте военной истории. На Курской дуге Б. Уткин был старшим лейтенантом, начальником штаба дивизиона «Катюш». По его словам, Родина для Курской битвы дала армии все самое лучшее в достаточном количестве, чтобы потом можно было с нее спросить. Связь была хорошая, люди отлично обучены. Прекрасное инженерное оборудование. «Мы были мало уязвимы, – рассказал ветеран, – были богаты умами наших полководцев».
Начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров отметил, что и в Курской битве, как и во всей войне в целом, остается масса неизученных вопросов. Архивные работники постоянно вводят в научный оборот все новые и новые неизвестные документы. Что касается Курской битвы, то недавно был обнаружен документ, в котором накануне сражения командующий фронтом Константин Рокоссовский предлагает направить в тыл немецких войск специальные разведывательно-диверсионные отряды с целью парализовать подвоз живой силы и техники к фронту, предвидя, какая сила обрушится на наши войска. В. Христофоров отметил, что советская разведка работала хорошо и у наших войск была достаточно подробная информация о противнике.
Сотрудник Научно-исследовательского института Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук Мирослав Морозов с сожалением констатировал, что современное поколение, кроме обычных клише, когда началась и чем закончилась битва, ничего о сражении на Курской дуге не знает. Он отметил, что забываются, отметаются научные исследования о войне, опубликованные до 1985 года, и на первое место выходят поиски так называемых «белых пятен» и показ «грязного белья». Он также сказал, что западными историками, особенно в период «холодной войны», Курская битва фактически не упоминалась. «Изучая великое сражение, все больше проникаешься уважением к подвигу солдат и величию полководческого таланта наших военачальников», – заявил М. Морозов. Он также заметил, что в освещении Курской битвы некоторые историки преувеличивают роль ленд-лиза. По мнению М. Морозова, нельзя в художественных и документальных фильмах дегероизировать наших солдат. В качестве отрицательного примера он привел фильм «Штрафбат».
Доктор исторических наук, действительный член Академии военных наук Елена Сенявская привела слова своего отца – участника сражения: «…Такого ада не довелось видеть никогда». Немцы в своих письмах домой в эти дни писали, что русские научились воевать и воюют превосходно, сражаются как бешеные. Многие солдаты и офицеры германской армии именно после Курска стали сомневаться в своей победе и стали думать, что СССР может выиграть войну. Поистине Курская битва была не только победой оружия, но прежде всего – победой духа!