Так писала Анна Ахматова в 1942 году о русской речи и «великом русском слове». 6 июня Россия празднует День русского языка – именно в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, которого принято считать основоположником современного русского литературного языка.
В этом году, когда весь славянский мир отмечает 1150-летие славянской письменности, особенно актуален вопрос: бережно ли мы относимся к великому и могучему?
По данным, приведенным главой Россотрудничества Константином Косачевым в интервью телеканалу «Россия24», сегодня в мире на русском языке говорят 270 миллионов человек. Много это или мало? Скажем так: их могло бы быть много больше, если бы в ХХ веке наш язык не пережил столько потерь среди своих носителей. В течение двадцатого столетия из России ушло три крупных волны эмиграции. Конечно, надо отдать должное эмигрантам первой волны: на чужбине они стремились во что бы то ни стало сохранить национальную идентичность и родной язык. Тем не менее последующим поколениям эмигрантов это было уже сложнее. Равно как и второй волне. Те же, кто уезжал в 80-е и 90-е, напротив, зачастую стремились внушить себе и своим близким, что отныне они – граждане новой родины, и родной язык забывали довольно быстро. По крайней мере, пытались. И их дети вырастали уже носителями иной культуры.
Следующим ударом стал распад СССР и последовавшие во многих республиках, обретших независимость, репрессии против русского языка и его носителей. Так было в странах Прибалтики, на Западной Украине и в других странах… Поколение тех, кто в обязательном порядке когда-то учил русский в школе, уходило, а молодежь, воспитанная уже в иной политической ситуации, считала, что русский знать необязательно.
– На Украине пренебрежение к русскому языку усилилось в годы правления Виктора Ющенко, – говорит историк, директор Института археологии НАН Украины Петр Толочко. – Президент сменился, а тенденция сохранилась. Чиновники продолжают считать, что русский язык мешает изучению украинского.
За прошедшие с того момента двадцать лет число людей, говорящих по-русски, в мире сократилось на 80 миллионов. Таким образом, произошло заметное сужение русскоговорящего пространства.
Тем не менее в последние годы все же появляются поводы для оптимизма. Согласно данным исследования W3Techs, проведенного в марте 2013-го, русский язык занимает второе место по использованию в Интернете.
– Растет и число изучающих русский язык: молодежь за рубежом проявляет все больший интерес к нему, – рассказывает президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая. – Конечно, пока русскому сложно угнаться за английским и китайским по числу говорящих. Но очень хочется надеяться на то, что когда-нибудь вся планета заговорит и на нашем языке.
Активной поддержкой русского языка в мире занимается фонд «Русский мир», а также Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, которая объединяет 85 стран.
Русский язык, как и любой другой мировой, постоянно развивается: язык – это живой организм, на котором неизменно откладывает отпечаток время. Пуристы нередко сетуют: слишком много иностранных слов заполонило нашу речь. Тем не менее многие лингвисты сходятся во мнении: это ни хорошо, ни плохо – это естественно. Появляются новые явления – а с ними приходят новые слова. И не всегда легко найти русскоязычный аналог. Куда же мы теперь без пришедших в нашу речь в ХХ веке машины, трактора, компьютера, принтера и других чудо-изобретений, облегчающих нашу работу? А если копнуть в глубь веков, то там мы обнаружим множество заимствованных слов, к примеру, из греческого…
– Наш язык постоянно развивается и пополняется. И зачастую – заимствованиями из иностранных языков, – говорит председатель Комитета Госдумы по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. – На мой взгляд, регулировать этот процесс невозможно. Слова сначала закрепляются в языке, а затем находят место в словарях. Нельзя записать слово в словарь и объявить его отныне существующим.
По мнению специалистов, в наши дни бояться следует другого.
– Русский язык невероятно богатый, образный, красочный. Увы, сегодня мы чудовищно обедняем наш язык, – считает Людмила Вербицкая. – В него все больше входят нормы спонтанной, разговорной речи. Люди все чаще допускают ошибки и не хотят узнавать, как же на самом деле правильно. Важно, чтобы общество не оставалось равнодушным к тому, что происходит с языком. С горечью констатирую такой факт: за рубежом многие говорят по-русски лучше, чем современные россияне.
Несомненно, больше всего языку достается от молодежи.
– Введение системы ЕГЭ, сокращение часов на русский язык и литературу, исчезновение сочинения как выпускного экзамена – все это, на мой взгляд, привело к потере вкуса к языку и уважения к слову среди старшеклассников, – убежден Вячеслав Никонов. – Абитуриенты и студенты первых курсов плохо говорят и плохо пишут. С введением ЕГЭ дети перестали заниматься по тем предметам, которые им не предстоит сдавать, и в числе таких предметов-изгоев оказалась литература. Я бы рекомендовал восстановить средний балл аттестата как один из критериев поступления в высшие учебные заведения. А также ввести письменный и устный компоненты в экзамены по языку и литературе.
Каждый месяц на нашей планете исчезают два языка, и постепенно этот процесс ускоряется. Очевидно, в обозримом будущем русский язык никуда не исчезнет. Но все же стоит задуматься уже сейчас о том, на каком языке будут говорить наши потомки. Конечно, уже не на языке Пушкина и Достоевского. Увы. Главное, чтобы они не изъяснялись подобно Эллочке Щукиной, прозванной Людоедкой…