«ДРУКАРЬ КНИГ ПРЕД ТЕМ НЕВИДАННЫХ…»
Эти слова начертаны на надгробной плите первопечатника Ивана Федорова. Однако их с полным правом можно отнести и к деятельности его соратника и земляка Петра Мстиславца.
Эти слова начертаны на надгробной плите первопечатника Ивана Федорова. Однако их с полным правом можно отнести и к деятельности его соратника и земляка Петра Мстиславца.
450 лет назад они приступили к созданию первой русской печатной книги.Величественно, в горделивом облике возвышается на главной площади нынешнего Мстиславля памятник знаменитому земляку по имени Петр. А в Москве и украинском Львове установлены монументы Ивану Федорову. Хотя, наверное, такой памятник тоже должен быть и в Беларуси, так как исторические документы свидетельствуют, что родом Федоров из Петковичей, а это на границе нынешних Минской и Брестской областей.
К великому сожалению, исторических сведений об Иване Федорове и (в особенности) о Петре Мстиславце до наших дней дошло немного. Но впечатляет та смелость, с которой эти гении своего времени пробивали дорогу печатной книге, преодолевая мещанские предрассудки и церковное противление.
Книгопечатание зарождалось во времена правления Ивана IV Грозного – правителя, хоть и отличавшегося остротой ума и державным мышлением, но сверхэмоционального, склонного верить наветам и наушникам, коих хватало во все времена. Изначально царь не отважился разрешить устройство типографии. Иван Федоров, служа диаконом в Кремлевской церкви Николы Гостунского, к которой был близок московский митрополит Макарий, убедил последнего в необходимости налаживания печатного дела. Помощь в этом оказал придворный священник Сильвестр. И только стало у Федорова и Мстиславца дело налаживаться, как недруги да завистники, воспользовавшись тем, что священник попал в цареву опалу, сожгли типографию. Потребовалось почти десятилетие, чтобы Иван Грозный повелел официально наладить печатное дело.
Тут следует коснуться биографических и личностных сведений о первопечатниках. Первое, что не подлежит сомнению, – высокая образованность Федорова и Мстиславца. Но если о первом сохранились некоторые исторические свидетельства, то о выходце из древнего Мстиславля они крайне скудны. Известно, что Петр Тимофеев родился в начале XVI века в семье купца Тимофея и его жены Евдокии. Рано остался без отца. Двоюродным братом матери Василием, церковником и строительных дел мастером, был взят в ученики. А когда дяди не стало, уехал в Москву. Где и какое Петр Мстиславец получил образование, когда сумел постичь печатное ремесло, остается загадкой. Директор Историко-этнографического музея в Москве Владимир Шиленков высказал предположение, правда, не сославшись на источники, будто в юношестве Петр некоторое время находился в Свято-Успенском Пустынском монастыре и многое почерпнул у монахов.
Существует и мнение ученых о том, что до приезда в Москву Мстиславец побывал в Польше и ознакомился с типографией Франциска Скорины. Многие ученые также сходятся во мнении, и имеют на это веские основания, что Иван Федоров учился в Краковском университете и в 1532 году был удостоен степени бакалавра.
…Однако известно точно, что совместная работа двух великих просветителей продолжалась всего пять лет. Первым изданием стал «Апостол», вышедший тиражом в тысячу экземпляров и выполненный по всем правилам полиграфического искусства: своеобразным шрифтом, украшенным заглавными буквицами, хорошо читаемый. На его подготовку и печатание ушел год. Далее – «Часовник», претерпевший несколько изданий. Но более широким планам первопечатников не суждено было сбыться. Наветчики сделали свое черное дело. И Федоров с Мстиславцем вынуждены были покинуть Москву и переселиться в Великое княжество Литовское – в Заблудово к гетману Григорию Ходкевичу, обещавшему помощь в организации книгопечатания.
Гетман не обманул. В здешней типографии вышло «Учительское Евангелие», представлявшее собой сборник бесед и поучений с толкованием евангелистских текстов. Издание примечательно тем, что содержит «Слово на Вознесение» Кирилла Туровского, известного белорусского просветителя. Но, увы, это была последняя совместная работа первопечатников. Летом 1569 года Петр Мстиславец переезжает в Вильно, где при содействии богатых горожан – братьев Зарецких – на средства купцов Кузьмы и Луки Мамоничей устраивает типографию. И уже здесь издает «Четвероевангелие», «Псалтырь», «Часовник». Однако у Мстиславца происходит разрыв со «спонсорами». Тяжба доходит до суда, по которому отпечатанные тиражи переходят в собственность Мамоничей, а печатнику возвращается оборудование. Но братья не спешат выполнять это решение, тяжба продолжается. И вскоре Петр Мстиславец умирает.
Самостоятельная деятельность Ивана Федорова хоть и была более плодотворной, но тоже совсем не легкой. В 1570 году он успевает издать «Псалтырь с Часословцем». Однако Люблинская уния окончательно сформировала Речь Посполитую, в которой православие не пришлось ко двору. И Федоров вскоре перебирается во Львов, где издает первую украинскую книгу – «Апостол», а чуть позже – и первый учебник кирилловского шрифта – «Азбуку».
Наверное, не все удовлетворяло в этот период издателя. Поэтому он принял приглашение князя Константина Острожского и переехал в Острог. Именно этот период его деятельности, длившийся 6 лет, считается самым плодотворным. Федоров издает, используя славянский и греческий шрифты, «Азбуку», второе издание «Псалтыря». В 1581 году появляется острожская «Библия» тиражом в 1500 экземпляров и становится самым многотиражным изданием мастера. Здесь увидела свет и известная «Хронология Андрея Римши», которая считается первым печатным восточнославянским календарем, а также первым отдельно изданным произведением белорусской поэзии…
В 1583 году Иван Федоров вернулся во Львов, где и умер.