К началу войны далеко не все наши генералы обладали боевым опытом ведения современных войн. Крайне слабо изучался и опыт военных операций вермахта в Европе. Не было сделано серьезных выводов из просчетов Красной армии в ходе «зимней войны» с Финляндией. Значительная часть отечественного командного состава, особенно его высших кругов, оставалась в плену опыта Первой мировой и Гражданской войн.
Командующие всех пяти созданных в первый день войны фронтов не справились со своими задачами. Не смогли разумно организовать оборону, утратили нити управления соединениями своих фронтов, проявили растерянность. Их опыт не соответствовал профессиональному уровню командующего фронтом. Так, командующий Западным фронтом генерал армии Павлов командовал лишь танковой бригадой в Испании. С началом Великой Отечественной в его подчинении оказались сразу 44 дивизии. Командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник Кирпонос в войне с Финляндией командовал стрелковой дивизией, потом менее трех месяцев – стрелковым корпусом, затем короткое время занимал последовательно посты командующего Ленинградским и Киевским особым округами. 22 июня ему пришлось управлять более чем 58 соединениями. Такой груз оказался для обоих командующих не по силам.
Профессионально несостоятельными оказались и многие другие маршалы и генералы. Вот данные – за 46 месяцев войны должности командующих фронтами занимали 43 маршала и генерала. 36 из них побывали на этих должностях в первые 14 месяцев. Только на Западном фронте за четыре месяца сменилось семь командующих. Еще в 1944 году Жуков отмечал: «Мы не имели заранее подобранных и хорошо обученных командующих фронтами, армиями, корпусами, дивизиями. Во главе фронтов стояли люди, которые проваливали одно дело за другим (Павлов, Кузнецов, Попов, Буденный, Черевиченко, Тюленев, Рябышев и др.)».
Лишь к осени 1942 года сформировался корпус командующих фронтами. Впоследствии на высокие должности были назначены только семь новых военачальников из 43. Состав командующих фронтами стабилизировался. Пятеро из них – А.И. Еременко, Г.К. Жуков, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков – командовали фронтами с 1941 года до окончания войны. Л.А. Говоров командовал фронтами более 36 месяцев, Рокоссовский – 34 месяца. Все более активно проявляли себя такие полководцы новой формации, как И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский и некоторые другие.
Плеяда этих выдающихся полководцев по всем основным показателям превосходила военачальников вермахта. Советские командующие были намного моложе противостоявших им немецких. Пятнадцати из них не исполнилось и 50 лет. Естественно, они обладали преимуществами, свойственными молодости: хорошей работоспособностью, умением быстро реагировать на изменения обстановки, способностью оперативно находить нестандартные решения, аккумулировать опыт противника и противопоставлять ему свои оригинальные действия.
Каждому из 15 немецких военачальников оперативно-стратегического уровня перевалило далеко за 50 лет. Семи было более 60 лет. Самому старшему – Рунштедту, командующему группой армий «Юг», исполнилось 66 лет; Леебу, командующему группой армий «Север», – 65 лет; Боку, командующему группой армий «Центр», – 61 год.
Военное мастерство советских командующих созревало постепенно. Рокоссовский начал войну командиром механизированного корпуса, затем стал во главе армии, потом был назначен командующим фронтом. Путь Малиновского был таким: командир стрелкового корпуса, командующий армией, затем фронтом; Черняховский сначала командовал дивизией, затем корпусом, армией и только потом фронтом.
Гитлер в конце войны сказал Геббельсу: «Наш генералитет слишком стар и слишком израсходовался…» Это действительно так. Командующие вермахта исчерпали свои творческие возможности и генерировать новые идеи уже не могли, устарели и физически, и интеллектуально. В результате они оказались не способными вести на равных поединок с постоянно совершенствующими свое военное искусство советскими командующими. Советские полководцы превзошли немецких по всем показателям и победоносно завершили тяжелейшую войну.