«Бухенвальдский набат» в центре Риги
День памяти латышских легионеров СС проводится с 1994 года, традиционно вызывая резонанс не только на территории Латвии, но и во всем мире. Однако в этом году противники нацизма выразили свой открытый протест.
В день традиционных шествий памяти легионеров СС участники антифашистского движения развернули плакаты и фотографии, на которых были изображены расстрелянные нацистами мирные жители и узники концлагерей. Также пикетчики посредством усилителей и мегафона транслировали «Бухенвальдский набат» и перечислили на родном для легионеров латышском языке преступления фашистов, совершенные в 40-е годы.
На фоне яркой акции-протеста «шествие легионеров» напоминало скопление маргиналов, оторванных от большей части латвийского общества. Фашистские пережитки никогда не найдут отклика среди адекватно воспринимающих историю людей, которых, слава Богу, на территории Латвии в сотни тысяч раз больше, чем нацистов.
К счастью, 16 марта 2013 года не стало кровавым днем, хотя ярые противники фашизма и собственно эсэсовцы, казалось, готовы были растерзать друг друга, выкрикивая бранные слова то на русском, то на латышском языках. Массовую потасовку удалось предотвратить благодаря огромному числу полицейских, пресекших попытки физической расправы.
Однако стоит ли накалять и без того напряженную обстановку в латвийском обществе, в которой вот уже 22 года враждуют латыши с русскими? 16 марта этого года в большей степени олицетворяет негласную борьбу между латышскими националистами и русским сообществом Латвии. Но не только между ними… Большая часть цивилизованных латышей никогда не примкнут к лагерю «чтящих СС». Как и другие представители homo sapiens, когда-то ходившие в школу и слышавшие о масштабах зла, сотворенного гитлеровской Германией.
«Шествие легионеров» – официально не задекларированный день. Что не позволяет ООН запретить акции в поддержку погибших членов СС. Попытка легионеров прикрыться борьбой за права и возможность помянуть погибших родственников иначе как каламбуром не назовешь. Спрашивается, зачем тогда участники шествия увешиваются фашистской символикой, напоминающей о самом крупном терроре ХХ века?
В силу того, что Латвия, мягко говоря, не является передовой страной с точки зрения экономики, авторитет приходится зарабатывать исключительно грамотным ведением внешней политики и выстраиванием дипломатических отношений с другими государствами. А что мы видим на деле? Президент Латвии Андрис Берзиньш одобряет проведение маршей ветеранов частей СС, с высокой трибуны призывая жителей Латвии быть снисходительными к подобным шествиям. Такие старания президента обречены на провал не в силу латвийско-русского спора, а ввиду объективных реалий, которые априори выносят фашистскую пропаганду за пределы политической арены и улиц. Стоит ли из года в год осквернять балтийские берега нацистской аурой, делающей Латвию «белой вороной», когда речь идет о здравом анализе истории? Можно ли вообразить, что люди, чьи деды и прадеды были раздавлены гусеницами немецких танков, когда-нибудь смирятся с такого рода акциями?
Если для латышей русские – «оккупанты» – ради Бога. Гордость представителей балтийских государств, их националистической прослойки никогда не позволит осознать важность выстраивания отношений с Россией, а также необходимость толерантности к русским, проживающим в Латвии, Литве и Эстонии. Но как же недальновидно забывать о том, что вся Европа была затоплена кровью невинных жертв нацизма…
Игнорирование не столько исторических фактов, сколько общечеловеческой морали делает Латвию отсталой страной, в том числе на дипломатической арене. И слава Богу, что рижский суд наконец одобрил антифашистскую акцию, что, по крайней мере, указывает на остатки демократического начала в Латвийской Республике.
Я был бы слишком наивным, понадеявшись на прекращение «шествия легионеров», участникам которого, очевидно, не под силу наступить на горло своего эгоизма и подавить в себе желание систематического издевательства над русским народом… Остается ждать вмешательства ООН, которая наверняка в состоянии прекратить этот позор, даже несмотря на неофициальность эсэсовского дня. И очень бы не хотелось, чтобы вмешательство мировых послов спровоцировали массовые беспорядки на улицах Риги.