САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Молитвы на краю земли...

Гонконг – место, где удивительным образом слились британский этикет и древние традиции и философия Китая.

Гонконг – место, где удивительным образом слились британский этикет и древние традиции и философия Китая.

Но даже в этом далеком и экзотическом краю нашлось место «русскому духу». А где же живет «дух»? Конечно же, в храме.

После первой опиумной войны, которую англичане вели против Китая, в 1842 году Гонконг перешел под британский суверенитет более чем на 150 лет… Сегодня эта территория, уже 15 лет как принадлежащая Китаю, считается специальным административным районом страны. Здесь свои законы, свои деньги и своя полиция. Центральное правительство КНР определяет только внешнюю политику и оборон.

Китайцы называют этот край «Сянган», что означает «бухта ароматов». И действительно: Гонконг – это запах диковинных фруктов и пряностей на лотках торговцев и курящихся благовоний в буддистских храмах. Но среди гонконгских узких улочек, где спешат на работу офисные клерки, торговцы зазывают купить морских гадов и древесные грибы, среди кружащих голову небоскребов и сверкающих витрин магазинов есть уникальное место, где пахнет… ладаном. В одном из бизнес-центров, на седьмом этаже расположился православный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Это храм без колоколов и без куполов. Но здесь всегда перед иконами горят свечи и льется искренняя молитва. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

История православной миссии в Китае насчитывает 300 лет. Первые православные миссионеры отправились в Китай еще по приказу Петра I. В истории христианства были мученики греческие, римские, персидские, русские и многие другие. Христианство преодолевает эти условности, во Христе уже не имеет значения национальность – «…нет ни эллина, ни иудея…». Есть и мученики китайские, канонизированные Русской православной церковью как местно чтимые святые. Это христиане, погибшие во время восстания «боксеров» в начале ХХ века, когда была объявлена война всему иностранному в Китае, в том числе и христианскому миссионерству.

В Гонконге первая православная церковь – Петропавловская – появилась в 1934 году. Прихожанами были в основном русские эмигранты. Настоятелем храма служил протоиерей Дмитрий Успенский. После его смерти в 1970 году Петропавловский приход был закрыт. Лишь через 30 с лишним лет православная община в Гонконге начала формироваться заново. В первую очередь благодаря отцу Дионисию (Поздняеву). Свою деятельность он начинал в Пекине, где восстанавливал приходскую жизнь еще в 90-е.

– Один из моих крестников – московский китаец, – рассказывает отец Дионисий. – Он и пригласил меня в Пекин в 1994 году, когда я уже стал священником. И начиная с той поездки Китай постепенно стал входить в мою жизнь – в знакомствах, встречах, историях, документах… Меня заинтересовала проблематика Православной церкви в Китае. В 1996 году по благословлению владыки Кирилла, бывшего тогда митрополитом, я снова побывал в Китае в составе международной делегации, проводившей инспекцию соблюдения религиозных прав иностранцев. И после этого получил предложение работать в Отделе внешних церковных связей и заниматься именно проблемами православных в Китае. Вскоре я написал книгу «Православие в Китае». Поездки в Китай стали регулярными, и постепенно я понял: необходимо мое постоянное присутствие там. И вскоре владыка благословил меня на воссоздание прихода в Гонконге.

Так в 2003 году отец Дионисий с матушкой и двумя сыновьями переехал в Гонконг. Стоит сказать, что здесь законодательство в отношении иностранных проповедников мягче, нежели в Пекине: в столице есть серьезные законодательные ограничения на религиозную деятельность иностранцев. А в Гонконге действует не только православная, но и католическая, и протестантская миссии.

Приход храма святых апостолов Петра и Павла сегодня поистине международный. В часы службы здесь можно встретить китайцев, русских, украинцев, французов, англичан, американцев… Больше половины – это русские. Зачастую – жены иностранцев, работающих здесь в представительствах западных компаний. Остальные – китайцы, европейцы и американцы – это те, кто принял православие уже во взрослом возрасте. Среди них немало крестников о. Дионисия.

– Все по-разному приходят к православию. Каждый находит что-то свое, – отвечает отец Дионисий. – Но ключевые моменты – это возможность глубокой духовной жизни, а также богатство и красота жизни литургической. Очень важен для китайцев и православный опыт святости – «обожение», как мы бы сказали.

Но, конечно же, языковой барьер – серьезная преграда для китайцев в постижении основ православия. В храме службы ведутся на церковнославянском, английском и частично китайском языках. Очень важным о. Дионисий считает создание целого комплекса православной литературы на китайском языке.

Параллельно при приходе действует Центр русского языка, который также возглавляет отец Дионисий. Но, как говорит настоятель, этот центр не является религиозным – он только образовательный. В нем обучаются и взрослые иностранцы, желающие выучить русский, и русскоговорящие дети, у которых нет возможности проходить обучение в Гонконге на русском языке.

К сожалению, пока у прихода нет настоящего богослужебного помещения.

– Мы арендуем офис, но стоимость аренды в Гонконге велика, даже по московским меркам, – признается настоятель. – Снизить расходы по аренде помогают гранты, которые мы получаем от фонда «Русский мир» на деятельность нашего Центра русского языка. Но полностью это не решает проблему. Возможно, если о нас и наших проблемах в России будут знать больше, появится интерес, а следовательно, желание помочь и поддержать тех, кто несет слово Божье вдали от родины.

Дополнительно по теме:

Отец Дионисий (Поздняев) отвечает на вопросы верующих о жизни православных в Китае.

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Не справиться не имеем права - страны не будет

Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности.

Политика

Владимир Путин - об опоре на героев СВО: Они служат стране, не щадя себя

Люди, показавшие себя на передовой, незаменимы в любой сфере, включая органы власти.

МНЕНИЯ

Немецкому Leopard опустили… хвост

Валерий Чумаков

Немцы обижаются тому, как в России «оскорбляют» их военную промышленность

Кто бандеровцев снабжает, домик у того сгорает

Олег Зинченко

Левые активисты Германии спалили летний домик главы оборонного концерна Rheinmetall Армина Паппергера.

Киевская хунта Перяславской Раде не рада

Олег Зинченко

И сносит монумент, который символизировал зарождение украинской государственности

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также