Путешествие в прошлое
«Не в машине легковой, не в подводе тряской – едет брат по мостовой в собственной коляске. С горки на горку по городу Загорску». Известный стишок Агнии Барто с детских лет запал в душу автора этих строк.
«Не в машине легковой, не в подводе тряской – едет брат по мостовой в собственной коляске. С горки на горку по городу Загорску». Известный стишок Агнии Барто с детских лет запал в душу автора этих строк.
И вот минский корреспондент «СВ» отправился в прежний Загорск – нынешний Сергиев Посад, чтобы воочию убедиться, как живет сегодня этот удивительный подмосковный городок, центр российского православия и кукол, подаривший миру множество легенд, сказаний, исторических эпизодов – и даже одного из белорусских министров.
Именно здесь был крещен Иван Грозный. В отдельные моменты истории Троице-Сергиева лавра – душа и сердце Сергиева Посада – играла заметную роль в политической жизни северо-восточных земель. Она была опорой многих московских правителей и даже принимала участие в борьбе против татаро-монгольского ига: в 1380 году отец Сергий Радонежский здесь благословил войско, отправлявшегося на сражение с Мамаем. Примечательно, что главный храм обители – Троицкий собор – был построен силами сербских монахов из печально известного сегодня Косова. В росписи храма участвовал выдающийся иконописец Андрей Рублев, именно для иконостаса собора была написана им знаменитая «Троица».
Получив по указу императрицы Елизаветы Петровны летом 1742 года статус лавры, он оставался таковой до 1920-го. В послевоенном 1946 году великолепная жемчужина русского церковного зодчества вновь была передана верующим. Тогда же ее посетили сын президента США Эллиот Рузвельт с супругой. Впоследствии подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.
Сегодня этот крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России объединяет более полусотни зданий различного назначения, а его братия насчитывает около двухсот монахов. А в магазинах лавры – не только всевозможная церковная утварь, но и тысячи сувениров, цены на которые порой в разы отличаются от городских.
Кроме того, бывший советский Загорск – это еще и столица русских кукол. Достаточно взять в руки телефонный справочник, и вы обнаружите необычные учреждения – единственный на постсоветском пространстве Научно-исследовательский институт игрушки, такой же колледж. И, конечно же, знаменитый уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю с глубокой древности до наших дней. Расположившись на горе Волокуше близ Троице-Сергиевой лавры, этот музей собрал более 30 тысяч игрушек – как местных, так и других народов мира.
Начало местного игрушечного резного промысла относится к первой половине шестнадцатого века, а в конце века девятнадцатого куклами промышляли здесь более пяти тысяч дворов. В настоящее время сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов, но первоначально они прославились поделками именно из дерева – березы, липы, ольхи и осины. Причем процесс изготовления куклы мог затягиваться на два года и больше. Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы «дуры» – высокомерные, но при этом веселые и красочные. Дороже обходились «барыни», отличавшиеся более тонкой работой и особо изящной раскраской.
С белорусскими землями эти места связывает и древняя история, и день настоящий. Под стенами Троице-Сергиевого монастыря был дан серьезный бой войску самозванца Лжедмитрия II – того самого, который впервые появился в 1607 году в белорусском местечке Пропойске – нынешнем Славгороде, где был схвачен как лазутчик и заключен в тюрьму. В Смутное время монастырь выдержал шестнадцатимесячную осаду его ставленников – польско-литовских интервентов, став одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.
Сегодня расположенный на реке Кончуре 110-тысячный Сергиев Посад побратимскими узами связан с белорусским городом Слонимом. И выбор этот жителям древнего подмосковного города, похоже, пришелся по душе. «Интерес со стороны сергиевопосадцев к товарам из Беларуси был настолько велик, что за продуктами выстроились давно позабытые очереди, – описывала местная газета «Вперед» одну из белорусских выставок в Сергиевом Посаде. – Заварные хлеба – эксклюзивная продукция Слонимского хлебозавода, – сладости, торты и пироги расходились среди сергиевопосадцев на ура… А еще в Слониме делают любимую всеми с детства соломку, на всем постсоветском пространстве ее производят только здесь… Сергиевопосадские покупатели выставкой оказались довольны».
В свою очередь, автор этих строк остался не менее доволен, побывав в тех местах. Конечно, любая медаль имеет две стороны. Можно было, как это делают некоторые, сконцентрироваться на непроходимых ото льда ступенях холмов и обилии попрошаек в лавре, вспомнить темную историю с недавним убийством мэра города и живописать сцену обороны автобуса от бомжа, пытавшегося пополнить ряды пассажиров, убывающих в Москву. Дьявол кроется в мелочах, уверяет пословица. Но в светлом и насыщенном духовностью Сергиевом Посаде этому персонажу не место. В отличие от качественных белорусских товаров и добродушных гостей.