"Золотая середина" рынка лекарств
Сегодня только жизненно необходимых препаратов в России насчитывается около 10 тысяч. Все ли они действительно «работают»? Увы, нет.
Сегодня только жизненно необходимых препаратов в России насчитывается около 10 тысяч. Все ли они действительно «работают»? Увы, нет.
По мнению руководителя Минздрава России Вероники Скворцовой, некоторые из лекарств, представленных сегодня в российских аптеках, попали на полки после недостаточных, а то и вовсе сомнительных клинических исследований. Чтобы изменить ситуацию, министерство начнет масштабную кампанию по выводу с рынка неэффективных лекарственных средств.
На Западе медицинские специалисты называют Россию лекарственным рынком с низкой доказательной базой. Справедливо ли это? К сожалению, во многом – да. Во-первых, очень много лекарств-подделок, так называемых пустышек. Это самая большая проблема. И ладно еще, когда вам предложат лжетаблетки для похудения, а вот если подделкой окажутся сердечные средства? Кроме того, возведены в культ иммуномодуляторы, пробиотики и прочие препараты, рекламируемые как панацея от всех болезней. В мире они используются куда как в меньшем объеме.
И еще среди значительной части населения, особенно пенсионеров, излишне популярны лекарства, перешедшие на полки современных российских аптек из советской медицины: активированный уголь, дешевые настойки и прочее. Пока люди лечатся слабоэффективными препаратами, они просто теряют время, болезни развиваются, ставя под серьезную угрозу здоровье и саму жизнь людей.
Особо остро стоит проблема с дженериками.
– Лекарственные препараты на современном этапе состояния мировой фармацевтической индустрии в значительном количестве представлены именно ими, – говорит Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей. – Дженерики – это воспроизведенные копии лекарственных препаратов, которые допускаются к производству только по окончании срока действия патента на оригинальный препарат. Дженерики имеют более низкую стоимость и по составу идентичны оригиналам. Согласно общепринятым мировым нормам дженерики, проходя процедуру подтверждения качества, не подвергаются клиническим испытаниям, поскольку таковые проходит оригинальный препарат. И сегодня ставится вопрос о том, что, возможно, следует ужесточить требования к испытаниям дженериков.
По словам экспертов, Минздраву предстоит огромная работа. На рынке вращается огромное количество явно лишних препаратов.
– Нужно провести масштабное исследование, – считает генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Это дорогостоящее удовольствие, которое может позволить себе только государство.
Но огромный рынок – не единственная причина сложности.
Далеко не все дешевые аналоги так уж неэффективны. А на них может прийтись основной удар. Тем более что, если они исчезнут из аптек, остальные лекарства наверняка подорожают.
– Некоторое время назад из аптек пытались изъять корвалол, – рассказывает Мелик-Гусейнов. – Это привело к резкому недовольству со стороны пенсионеров. В итоге Минздрав решил не запрещать препарат.
Остается добавить, что стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года ориентирована на повышение эффективности лекарственной помощи. За совершенствование лекарственного рынка население не должно платить – это должно стать составляющей медицинского страхования, эти механизмы разрабатываются и запланированы к внедрению согласно названной стратегии. А степень эффективности лекарств должна оцениваться и пересматриваться с течением времени, следует ужесточать требования к их контролю.
Хорошо, если государство нашло бы здесь золотую середину: чтобы появлялись новые, более совершенные медицинские препараты, которые, очевидно, дешевыми быть не могут. Но и чтобы оставались «старые добрые» медицинские средства – из тех, что недороги, к которым многие люди привыкли и которые им все-таки помогают.