Слово «друг» – синоним слова «жизнь»
«Командир звена вертолетов Ми-8 Зубко Михаил Николаевич 10 марта 1987 года под огнем противника осуществил высадку десанта. После погрузки раненых на борт вертолет был подбит выстрелом из гранатомета и загорелся. Майор М.Н. Зубко дал команду всем покинуть вертолет и, прикрывая огнем отход экипажа с ранеными, предоставил возможность товарищам занять выгодную позицию и удерживать ее до прилета на помощь других вертолетов…»
«Командир звена вертолетов Ми-8 Зубко Михаил Николаевич 10 марта 1987 года под огнем противника осуществил высадку десанта. После погрузки раненых на борт вертолет был подбит выстрелом из гранатомета и загорелся. Майор М.Н. Зубко дал команду всем покинуть вертолет и, прикрывая огнем отход экипажа с ранеными, предоставил возможность товарищам занять выгодную позицию и удерживать ее до прилета на помощь других вертолетов…»
Всего несколько строчек из книги «История авиации пограничных войск». А за ними – судьба человека, посвятившего значительную часть своей жизни служению Родине.
Для него его машина была надежным боевым другом. Она чутко реагировала на каждое движение своего хозяина и никогда не подводила в самой экстремальной ситуации. Под жарким небом Афганистана они вместе выдерживали маневры с перегрузками: виражи с креном до 90 градусов, «истребительные» боевые развороты, горки с отрицательными перегрузками (теоретически для вертолета этого типа недопустимые!) и крутые пикирования, при которых в кабине темнело от земли, заполнявшей весь обзор.
После гибели вертолета Михаил Николаевич не смог проститься со своим номером 61, посчитал его везучим и перенес на новый борт. В его звене их было пять. За время боевых действий в Афганистане все пять вверенных ему экипажей вернулись с боевых вылетов в полном составе.
– Кто со мной летал, не был даже ранен, – говорит Михаил Зубко.
Это не простое стечение обстоятельств. Просто в команду Михаил подбирал летчиков, похожих на себя. Отчаянный, умеющий мгновенно принять правильное решение, не знающий страха 37-летний майор имел почерк настоящего аса. А еще ему невероятно везло: не раз Михаил Николаевич дотягивал до аэродрома на одном двигателе.
В 23-м отдельном авиационном полку Среднеазиатского пограничного округа Михаил Зубко прослужит до конца афганской войны. «Арифметика» выслуги – один к трем: ушел за «речку» – умножай прожитое на три. Вертолеты Ми-8МТ забрасывали на высокогорные точки Памира пограничников, забирали раненых и «утюжили» «зеленку», где устраивали засады моджахеды.
Многие из летного состава полка впоследствии говорили, что летать по-настоящему они научились только в «Афгане», ведь осваивать летную науку приходилось в боевых условиях. Не один командир экипажа с благодарностью вспоминал мастер-классы «дяди Миши». Проводя инструкторские занятия для молодых пилотов, Михаил Николаевич раскрывал возможности машины, демонстрируя великолепную технику пилотирования.
За шесть лет в Афганистане у Зубко 2850 боевых вылетов. Для знающих – огромная цифра. Последний бой майор Михаил Зубко провел 19 января 1989 года – ровно за двадцать дней до вывода советских войск. За тот бой его наградили орденом Ленина. А один из тех, кого он прикрывал с воздуха, удостоился звания Героя Советского Союза. Это был командир вертолета Валерий Попков.
Здесь он принял первое боевое крещение, здесь состоялся как военный летчик. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», медалью «За отвагу».
Уволился в запас Михаил Николаевич в том же 1989 году.
Сегодня Михаил Зубко «командует» ветеранской организацией в городе Заславле под Минском. Интересный, остроумный собеседник, он желанный гость в школах, колледжах, пограничных отрядах. Часто встречается со своими боевыми друзьями – они все летчики-асы когда-то единой страны. Судьба разбросала их сегодня. Но воспоминания о жарком небе Афганистана, где металла было больше, чем воздуха, связали навсегда.