100 фильмов для школьника
Министерство образования Российской Федерации опубликовало на своем сайте список 100 лучших книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения. Год назад его предложил составить Владимир Путин. Ранее Министерство культуры Российской Федерации составило список из 100 отечественных фильмов, которые рекомендованы к факультативному просмотру в российских школах.
Идею ввести в школах уроки, на которых школьники изучали бы сотню лучших фильмов, предложил летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Руководство Минкультуры и Минобрнауки России решило совместно проработать эту тему. Результаты работы были представлены на пресс-конференции министра культуры и министра образования и науки РФ. О том, кто и как будет вести факультатив, а также о фильмах, вошедших в список, у экспертов и законодателей пока нет единого мнения.
Список 100 фильмов, которые, возможно, будут рекомендованы для просмотра в школах, был составлен на основе предложений граждан (в голосовании на сайте Министерства культуры приняли участие около 40 тысяч человек), а затем откорректирован ведущими специалистами отрасли. В самом списке комедии Рязанова и Гайдая соседствуют с картинами Тарковского и экранизациями литературной классики.
– Сегодня наша система образования стоит перед определенными вызовами. Во-первых, увеличился разрыв в культурных основах старшего поколения и детей и молодежи, – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Это связано с тем, что в результате информационной революции вырос объем потенциально доступной для детей и подростков информации. Очень часто те культурные образцы, на которых они взрослеют, просто неизвестны учителям, родителям. Вторая актуальная проблема – усиливаются внутренние и внешние миграционные потоки, когда в рамках одной школы или одного класса оказываются дети, принадлежащие к разным культурам.
Несмотря на очевидную своевременность подобного проекта, эксперты отмечают неготовность российской школы справляться с новой учебной нагрузкой. Министры не решили, в каком режиме ученики будут смотреть кино: в школе или после уроков. Если во время, то вместо каких предметов, ведь на каждый предмет отводится определенное количество учебных часов.
Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что смысл есть только в совместном просмотре:
– В отличие от литературы, кинофакультатив дает возможность посмотреть фильм не дома на видео, а коллективно, классом. Это дополнительное переживание. Также есть возможность обсудить и прояснить непонятное вместе.
Но президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин считает, что обычный просмотр кинокартин без грамотного обсуждения ничего юному поколению не даст.
– Все будет зависеть от того, насколько педагоги кино готовы погрузиться в предмет. Именно педагог должен понимать связь этого нового предмета с безбрежным морем современного кино, – сказал критик.
Пока же трудно представить себе форму будущего урока. Фильмы на исторические сюжеты можно смотреть на уроке истории, «Войну и мир» – на литературе, а вот куда отнести «Зеркало» Тарковского или ту же «Бриллиантовую руку»?
Владимир Мединский предлагает сочетать изучение кино как искусства с патриотическим воспитанием.
– Это срез русского кино как важнейшей части русской культуры и одного из важнейших искусств. И нам бы очень хотелось, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство жило и развивалось, – говорит министр. – В списке есть фильмы, которые школьник никогда сам не посмотрит, потому что надо ему объяснять, что в этом фильме было новаторского, что было абсолютно гениального.
Один из вопросов, на который обращает внимание общественность, – несоответствие некоторых фильмов из списка возрастному цензу, установленному федеральным законом
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Как авторы проекта «100 лучших фильмов» собираются в обход ФЗ показать юному зрителю «Маленькую Веру», содержащую весьма откровенные сцены, или «Иди и смотри» Климова, где есть насилие и жестокость, – еще один вопрос без ответа.
Проект списка 100 фильмов будет официально направлен в Минобрнауки России, где в том числе будут обсуждаться вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино.