Как изучать науку о кино
Идея списка из 100 отечественных фильмов, предложенных для факультативного просмотра в школах, сразу вызвала большой общественный резонанс. Мы поехали в одну из московских школ, чтобы разобраться, нужны ли кинофакультативы современным школьникам.
Идея списка из 100 отечественных фильмов, предложенных для факультативного просмотра в школах, сразу вызвала большой общественный резонанс. Мы поехали в одну из московских школ, чтобы разобраться, нужны ли кинофакультативы современным школьникам.
Театральный колледж-школа «Монотон» – не простое учебное заведение. Основанный знаменитым актером Леонидом Филатовым, сегодня он обучает будущих актеров, режиссеров и всех, кто хочет развивать свои творческие способности. В назначенное время нас уже ждал директор колледжа Александр Роженко. Идею кинофакультативов он поддерживает, однако не очень представляет, как воплотить ее на практике:
– У нас есть определенный лимит времени, который ученик должен проводить в школе. Вторая половина дня, как правило, то время, когда ученик сам выбирает, какие факультативы, кружки и секции посещать. И здесь тоже есть определенные временные ограничения. Я не против кинопоказов, но здесь необходимо предусмотреть механизмы временного регламента.
Итак, первое «но»: увеличение количества уроков! За счет чего? Колледж-школа «Монотон», к примеру, уже не раз оказывался под строгим контролем муниципальных департаментов по образованию. Дети здесь и так проводят больше отведенного законом учебного времени, однако школьники и их родители расписанием довольны, мечтают о творческих специальностях и готовы увеличить количество гуманитарных факультативов.
Нам повезло присутствовать на уроке по культуре речи. Тема урока тоже показалась нам весьма подходящей: «Экранизация произведений русской классики». Преподаватель школы Оксана Нури старается сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
– Это поколение XXI века – поколение Интернета и электронных СМИ. Они привыкли получать информацию в режиме онлайн, и книги для них уже не так увлекательны, – говорит она. – А фильмы являют собой большой пласт нашего наследия. Я думаю, что идея хорошая, но в первую очередь школа должна прививать потребность в чтении, а уже потом, дополнительно, показывать фильмы.
Часть списка – экранизации произведений классической литературы, большинство из которых – школьная программа, обязательная к прочтению! Будут ли читать? У учеников школы есть свое мнение на этот счет, дискуссия на уроке развернулась бурная.
– Я отказываюсь смотреть экранизации произведений литературы, они мешают мне фантазировать, – говорит ученик 11-го класса Илья. – Когда я читаю книгу, я представляю атмосферу, в которой живут герои, а фильм навязывает мне видение режиссера, которое не всегда совпадает с авторским текстом.
А вот его одноклассница Катя с таким категорическим мнением не согласна. Она считает просмотр экранизаций делом весьма полезным.
– Мы не можем понять некоторых текстов из-за сложного языка или незнания каких-то исторических тонкостей, а фильмы позволяют нам ознакомиться с некоторыми произведениями в упрощенной наглядной форме, – возражает она.
– А я в какой-то степени согласна и с Ильей, и с Катей, – пытается сгладить спор одноклассников Варвара. – Когда мы читаем книгу, у нас в голове действительно рождаются образы героев, ситуаций, эпох, а кино, в свою очередь, дает нам возможность познакомиться с видением автора фильма. И если мы сначала прочитаем книгу и только потом посмотрим фильм, то сможем глубже понять писателя.
Были и те, кто выступили за просмотр экранизаций в рамках школьной программы просто потому, что не могут или не хотят тратить время на чтение книг. Становится очевидно: читать произведения классической литературы будут далеко не все! Но тут уже вопрос воспитания, а не внедрения кинофакультативов. Необходимо прививать любовь к чтению, а не запрещать кино, тем более что большая часть фильмов из списка – в открытом доступе в сети Интернет.
– Фильмы, которые рекомендованы, являются классикой отечественного кинематографа, – считает художественный руководитель колледжа-школы Александр Грезнев. – Они основаны на духовности, рассказывают об истории нашего отечества, демонстрируют отношения самых разных людей, в том числе и школьников. И факультативный просмотр такого кино с последующим обсуждением запускает процесс художественного осмысления истории, и не на голых фактах, а на социальных реалиях определенной эпохи.
Итак, гуманитарии – «за»! А станут ли киноклубы популярными в российских школах, покажет время.