САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Информация против террора

«Если бы не было СМИ – не было бы терроризма» – этим парадоксальным утверждением патриарх отечественного телевидения и руководитель создающегося сейчас общественного телеканала Анатолий Лысенко открывал ежегодную Международную конференцию «Терроризм и электронные СМИ». Он убежден, что террористы, готовя преступление, всегда рассчитывают на мультипликативный эффект своего преступления, размноженного и растиражированного журналистами. Уже в седьмой раз конференция проводилась в г. Лимассол (Республика Кипр). Ответственными исполнителями по организации и проведению конференции являются Международная академия телевидения и радио (IATR) и Союз журналистов Кипра. Мероприятие прошло при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Главные цели конференции – привлечение внимания международного журналистского сообщества и заинтересованных национальных государственных, общественных, международных организаций и структур к проблемам противодействия международному терроризму через электронные СМИ, выработка общих правил при освещении терактов. На значимость конференции в мировом противодействии терроризму указали в своих посланиях ее участникам президент республики Кипр Д. Христофиас и министр иностранных дел РФ С. Лавров. Участники форума – журналисты, дипломаты, представители спецслужб и эксперты из 23 стран – приняли итоговый документ, в котором обратились к СМИ с призывом «учитывать воздействие своих материалов на массовую аудиторию: не скрывать важную для населения информацию, но и не давать в эфир и в Интернет такие материалы, которые могут служить нагнетанию конфликтов, созданию напряженности между разными государствами, нациями и конфессиями. Правдивая, взвешенная информация и поиски точек взаимопонимания и диалога – в этом мы видим миссию журналистов».

В этом выпуске мы обобщим некоторые направления дискуссий конференции для того, чтобы все участники современных коммуникаций представили себе весь груз нашей общей ответственности за безопасность хрупкого мира, в котором мы сегодня живем.

Открытие Сонни Вортзика

История мирового терроризма тесно связана с историей развития СМИ. Террористы всегда понимали, что их действия неэффективны без пропаганды. Начав с листовок, они заставили трудиться на себя и крупные печатные издания, распространявшие о них информацию. В конце 60-х годов запуск в США первого телевизионного спутника расширил их возможности влиять на общественное мнение. Когда Сонни Вортзик 22 августа 1972 года захватил отделение банка в Бруклине, взяв в заложники персонал, никто не знал, что это ограбление будет принципиально отличаться от прежних подобных преступлений. Вот к банку подтянулись полицейские машины, спецназ приготовился к штурму, телевизионщики начали прямую трансляцию с места события. Результат этого прямого эфира оказался непредсказуемым. Вортзик, высовываясь из осажденного банка с белым флагом в руке, кричал толпе о проблемах сексуальных меньшинств. Пока заложники сидели в чулане под дулами направленных на них ружей, террорист превращался в национального героя. В тот же 1972 год произошел теракт на Олимпиаде в Мюнхене, который считается пиком палестинского терроризма. Жертвами стали 11 членов израильской олимпийской сборной, а о палестинцах узнали даже самые далекие от политики люди. Причем образ этого преступления у обывателя вызывал не только ужас и ощущение трагедии, но и любопытство, переходящее в заинтересованность. Террористы добились того, что о них заговорили.Трансляция заявлений и действий террористов только увеличивает количество людей, готовых взрывать и убивать. На конференции много говорилось об ответственности журналистов, как, впрочем, и всех пользователей сетей – ведь запущенная в эфир или Сеть информация может обладать разрушительной силой.«Пропаганда радикальных идей и призывы к совершению терактов распространяются по социальным сетям, живым журналам и блогам стремительно и почти беспрепятственно. Террористические организации активно используют эти ресурсы для популяризации идеологии насилия, сбора средств на свою деятельность, координацию своих действий и для вербовки новых членов в свои ряды. Распространяя фото и видео, они способны посеять панику и достичь нужного психологического эффекта. В Интернете легко найти инструкции по изготовлению токсичных веществ или тактике проведения терактов».Как отмечали участники конференции, поиск новобранцев в ряды террористов в сетях идет непрерывно. После этого они оказываются в лагерях по подготовке терактов. Эксперты отмечают, что сейчас формируется новое поколение радикальных исламистов, которые будут более фанатично настроенными, профессионально подготовленными и менее уязвимыми для спецслужб. Клаус Бродбек, корреспондент телеканала ZDF (Германия): «Я думаю, что главная причина терроризма – социальные проблемы. Терроризм постоянно подпитывается социальными проблемами, давлением среды. Если люди бедны – им нечего терять. Если нет семьи и дома, то легче уйти на войну».
Ахмад Самир Альтаки, Orient Research Center (Сирия): «Террористы – это не отдельные личности, решающие свои психические проблемы. Террористические идеи в последнее время подобны заразной болезни, микробы которой витают в воздухе. Далеко не у всех членов общества, как на Западе, так и на Востоке, есть иммунитет».

Преодолевая стереотипы

Кинопоказ в рамках конференции открывал фильм немецких документалистов об истоках американо-исламистского противостояния и военных действиях США в Ираке и Афганистане. Наши коллеги взяли много интервью у жителей региона, пытаясь понять и объяснить истоки волны исламского терроризма. В фильме говорилось о бедности и нереализованности, которая приводит многих в террор. Говорилось и об «ответном» характере этого явления на жесткие действия американцев после сентября 2001 года. Но, по мнению участников, это – лишь часть проблемы глобального терроризма.
Татьяна Землянских, главный редактор «СВ»: «Истоки этой стихии, на мой взгляд, кроются в сложившейся норме поведения отдельных государств, когда возможным считается, например, разбомбить город в центре Европы, как это было с Белградом в 1999 году. Собственно, так было и с Ираком. Если таким варварским способом можно расправиться со своим политическим противником в лице целого государства, то, значит, сняты все барьеры и в отношении отдельных политических групп? И отдельных людей тоже, если кому-то не понравится их поведение, цвет кожи или религиозные воззрения? Может быть, спусковым крючком для массовых проявлений терроризма стали и эти беспрецедентные случаи государственного терроризма? Именно об этом я спросила своих европейских коллег на конференции в Лимассоле. И на мой вопрос за всех европейцев ответил наш немецкий коллега Клаус Бродбек».
Клаус Бродбек:
«В то время я был корреспондентом на Балканах, там было очень опасно углубляться в эти темы. И мне до сих пор не ясно, с чьей стороны первоначально были совершены террористические акты. Было ощущение гражданской войны – беженцы, этнические чистки. Именно поэтому Запад решил вмешаться. Но то, что потом мы получили в Косове, стало для нас хорошим уроком. Силовым вмешательством политические вопросы решить невозможно». И все же вопрос остается: почему европейцы так спокойно проглотили эти самые бомбардировки у себя под носом? Почему промолчала тогда Европа? Почему вообще возможен подобный государственный терроризм? Даже в рамках этой конференции прослеживались линии, разделяющие представителей разных цивилизаций: и у европейцев, и у россиян, и у представителей Ближнего Востока сложился ряд стереотипов в отношении ключевых событий новой истории, и преодолеть эти стереотипы трудно. Впрочем, для того и существуют подобные международные дискуссии, чтобы представители различных обществ могли бы прийти к единственно верному – гуманитарному – консенсусу.
Игорь Яковенко, культуролог, профессор РГГУ: «Все цивилизации конфликтуют друг с другом за людей и за территории, от этого нельзя уйти. Традиционные культуры формируют внутри себя образ врага: есть наш мир, а за его пределами – хаос. Для интеллигентного человека расизм – вещь неприемлемая. Но в узком кругу мы порой даем волю оценкам, которые мы наследуем из окружающей реальности. Я часто встречаю расхожее утверждение, что истоки терроризма – в социальных проблемах, но, по моему твердому убеждению, террор вытекает из культурных оснований. Теракт – это всегда удар по власти, по общественному договору. Кроме того, это своеобразная попытка остановить историю, ведь прогресс – вещь мучительная для традиционного общества. Не всякая цивилизация создает в себе предпосылки для изменений».
Анатолий Лысенко: «Эта конференция стала площадкой для международного диалога и поиска непростых решений. И результаты этого поиска уже очевидны. Сейчас мы меньше внимания уделяем проблемам взаимодействия спецслужб и журналистов (они учатся понимать друг друга), а больше говорим о причинах терроризма, анализе его корней и способов противостояния распространению идеологии терроризма. Это площадка, где встречаются люди разных взглядов и политических убеждений (в том числе и взглядов на терроризм), которые, пожалуй, в повседневности не встретились бы».

«Эффект Брейвика»

Острая дискуссия развернулась при обсуждении дела норвежского террориста Андерса Брейвика и того, как освещалось оно в мировой прессе. Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ запаса: «Публичность имеет ключевое значение в деятельности террористов. То, с чем мы имеем дело сейчас, явление не новое. Меняются атрибуты, некоторые принципы, уровень нашей жизни, но суть террористических проявлений остается той же. Террористы-индивидуалисты существовали и в прошлом. Норвежский террорист Брейвик – продолжатель этой традиции. Согласился бы он провести то же самое в группе лиц из 5-10 человек? Думаю, нет. Террорист-одиночка не находится во власти идеологии, а пытается самореализоваться через убийство большого количества людей. И это еще один вызов, на который мы должны ответить».Жертвами Брейвика стали 77 человек. Террориста приговорили к максимальному сроку лишения свободы. Следствие признало его вменяемым, а совершенное «по идейным соображениям» преступление, к ужасу мыслящего мирового сообщества, обрело последователей. Надо ли было давать слово в печати и эфире этому «идейному убийце» и таким образом тиражировать его античеловеческое безумие?
Стиг Ярле Хансен, Университет естественных наук (Норвегия):
«Это была дилемма для мирового журналистского сообщества. Что же, вообще не рассказывать о суде или начать играть по правилам преступника? И он прекрасно это понимал». Анатолий Лысенко: «Я анализировал эту ситуацию и пришел к выводу, что эффект от дела Брейвика был прямо противоположен тому, чего мы добивались. Потому что его выступление на суде, по сути дела, оказалось фантастически тиражированным манифестом терроризма. Я не верю в заговор – он типичный сумасшедший одиночка. Но эффект от сумасшедшего одиночки вылился в массовое восприятие идей. Если бы я принимал решение – я дал бы это только в редакторском изложении. Ведь не дали же в Нюрнберге выступать нацистам с философией фашизма».

Только самоцензура

К онференция на тему «Терроризм и СМИ» проводится ежегодно. И каждый год жизнь подбрасывает новые и новые примеры жестоких зрелищ, организованных террористами в жизни и показанных журналистами по ТВ. Где та грань, которая отделяет материал, сделанный в интересах общества и действительно способствующий борьбе с террористами, от материала, который становится пиаром или рекламой для самих террористов и их преступных идей?ьНо борьба с террористами в Сети, по мнению специалистов, вопрос трудный и требует тщательной технической проработки. Но все эксперты сходятся в одном: ограничение свободы слова в Интернете сегодня почти невозможно.
Андрей Ярных, руководитель Департамента интернет-технологий ЗАО «Kaspersky Lab»:
«Сейчас мы узнаем своеобразные «страшилки» о том, как террористы использовали для коммуникации онлайновую игру World of War craft. При этом они использовали для обозначения понятий реального мира термины из мира игрового. Контролировать все и везде в Интернете невозможно, иначе мы рискуем серьезно ущемить права человека. Нужно искать современные адекватные ответы на новые угрозы. Каждую минуту пользователи Интернета загружают 72 часа видео. В ответ на это многие сервисы, и You Tube в частности, предлагают самим посетителям отмечать ролики с пропагандой насилия, агрессии или с криминальным содержанием, чтобы эксперты могли их проверить, удалить или ограничить к ним доступ. В 2011 году GOOGLE получил 5 млн запросов на удаление информации. Было проверено 12 тысяч запросов от правоохранительных органов по содержанию информации и 74 тысячи запросов на информацию о пользователях. Но в основном все запросы – от правоохранительных органов США. Россия не использует эту возможность или использует неактивно. Мы также не ратифицировали Европейскую конвенцию о киберпреступности, что существенно ограничивает обмен информацией между спецслужбами».
Юрий Голигорский, журналист (Великобритания): «Не является ли наш микрофон «кислородом для террора», в соответствии с определением Маргарет Тэтчер? Где мы должны выключить камеру и сказать – больше мы передавать это не будем, потому что мы тиражируем взгляды террористов? Существует и другое мнение: отключая микрофон, мы цензурируем сообщение людей, которые теми или иными (часто насильственными) методами борются против несправедливости. Разница в том, что для одних это – террорист, а для других – «боец национально-освободительного движения».
Рейнард Ухриг, заместитель руководителя Отдела по борьбе с терроризмом Департамента транснациональных угроз ОБСЕ:
«Киберугроза – это глобальная угроза, с ней можно бороться только во всемирном масштабе. Необходимо создавать альянсы на региональном уровне, подписывать договоры об обмене информацией, создавать на всех уровнях группы по борьбе с распространением террористических идей в Интернете. Мы слишком долго спорим о том, что считать терроризмом. Да, в ООН до сих пор нет определения терроризма. Но есть около 16 протоколов и Конвенций по борьбе с преступностью. И пора понять, что мы имеем дело с преступлениями. Это понимание поможет нам объединиться и дать достойный отпор преступлениям века. Объяснение террора социальными причинами, ущемлением прав не помогает объяснить корни терроризма. Сегодня мы имеем дело с разными его проявлениями и формами – это исламский терроризм, праворадикальный терроризм и террористы-одиночки. Но независимо от форм, в целом терроризм – это война, объявленная обществу. И противостоять ему нужно, только объединившись». Сейчас в российском обществе идет дискуссия о регулировании Интернета. Специалистам необходимо понять, что может спровоцировать человека или ребенка на агрессию и насилие. Но только специалистам очистить Интернет не удастся. Как прокомментировал высказывания участников конференции директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, «в каждом человеке должно быть встроено индивидуальное антитеррористическое устройство. А вот конструировать его – это работа всего общества, и прежде всего его интеллектуалов».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  2. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  3. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  4. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"
  5. Путин: Белоусов должен «раскрыть» Минобороны для инноваций
  6. Путин высказался о «западной формуле» урегулирования украинского кризиса
  7. Лукашенко: Пользуйся. Понравится - добавим еще
  8. Парламентарии рассмотрят вопросы формирования и развития общего научного и образовательного пространства Союзного государства
  9. Путин: Россия и Китай — это важные составляющие современной цивилизации
  10. Парламентское Собрание проведет семинар по вопросам повышения эффективности управления собственностью Союзного государства
  11. Путин: Планов по взятию Харькова пока нет
  12. Песков: Планов по усилению безопасности Путина нет
  13. Союзные депутаты в Минске обсудят развитие транспортного сообщения между Россией и Беларусью
  14. В России запретят пищевые добавки и ароматизаторы для вейпов
  15. В Харбине представят российско-китайские дроны-бабочки

Парламентское Собрание

Наталья Никонорова: Сейчас ДНР - одна большая стройка

Беларусь активно помогает новым регионам России - от поставок техники и медикаментов до организации отдыха детей.

Политика

Полный состав нового Правительства России

Изменения в Кабмине прошли после инаугурации президента Владимира Путина

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также