Сталинградское единство
Сталинград вместе с русскими стойко защищали представители всех советских народов. Мы поведаем о некоторых уроженцах Беларуси, особо отличившихся в Сталинградской битве.
Сталинград вместе с русскими стойко защищали представители всех советских народов. Мы поведаем о некоторых уроженцах Беларуси, особо отличившихся в Сталинградской битве.
За Сталинград воевали не только защитники города, но и белорусские партизаны. Ночью с 3 на 4 ноября 1942 года они провели масштабную диверсионную операцию «Эхо на Полесье», удивительно дерзкую по смелости и замыслу. В период самых напряженных боев на Волге «лесные солдаты» взорвали железнодорожный мост на реке Птичь на линии Брест – Калинковичи – Овруч и дальше на восток. Эта магистраль ежедневно пропускала по 25-30 вражеских эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами. Мост взлетел на воздух, и на 18 суток здесь было прекращено движение поездов. Значит, до линии фронта в период битвы за Сталинград не дошло 450-540 эшелонов. Фашисты так и не восстановили мост, лишь спустя почти три недели рядом построили временный – на деревянных опорах. Партизаны республики осенью 42-го бросили клич: «Убей фашиста в Беларуси, чтобы не был он в Сталинграде!»
В Минске живет генерал-майор авиации Александр Шацкий. Ныне заслуженный авиатор СССР, он воевал в небе Сталинграда в самое трудное время. И много раз встречался в бою с прославленными немецкими асами знаменитой «Бриллиантовой группы».
– В этой группе были особые любимчики Геринга, – рассказывает Александр Сергеевич. – Он отправил их под Сталинград в надежде, что они полностью нейтрализуют действия нашей авиации. Асы прибыли на хорошо известных, самых новейших тогда истребителях М-109. Да еще Гитлер снял лучших асов с ПВО Берлина и тоже включил в эту группу.
– Я под Сталинградом воевал на истребителе И-153, мы его называли «чайкой». Самолет непростой, на «чайке» надо было уметь воевать. Кажется, умел, в небе Сталинграда сбил 12 вражеских самолетов, пять лично и семь в групповом бою, – вспоминает ветеран.
Не страшились «бриллиантовых асов» и другие наши летчики, хотя многие из них были совсем еще молодые, только набирались опыта. Вот белорус Николай Карначенок. Когда началась война, ему было всего лишь 18 лет. До боев над Сталинградом уже совершил 349 боевых вылетов. Во время битвы на Волге приходилось вылетать со своими боевыми друзьями по
6-7 раз в день. На счету Николая Карначенка – 10 сбитых вражеских самолетов, из них 7 бомбардировщиков. К сожалению, 22 сентября 1942 года он погиб в бою, а через два месяца ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не менее отважно сражались в той битве уроженцы Беларуси и на земле. Матвей Вайнруб, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, родом из города Борисова, танкист. В Сталинградском сражении командовал бронетанковыми и механизированными войсками легендарной
62-й армии. Командующий ее Василий Чуйков высоко ценил его профессионализм, организаторские способности. Матвей Вайнруб – почетный гражданин города-героя Волгограда. Примечательно, что родной брат Матвея – Евсей, также Герой Советского Союза, получил это звание за форсирование Днепра.
Или бесстрашная рота танкистов, которой командовал уроженец деревни Березки бывшего Гомельского уезда Василий Мартехов. 26 января 1943 года его рота первой соединилась с танкистами 2-й армии в Сталинграде. Погиб Мартехов в бою на Курской дуге, 26 октября 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Все великие сражения прошел генерал-майор Георгий Исаков, уроженец деревни Большая Крушиновка ныне Рогачевского района. В 1942-м он был замкомандира 76-й стрелковой дивизии 21-й армии. 11 января 1943 года дивизия перешла в решительное наступление и одной из первых в армии прорвала сильно укрепленную оборонительную позицию западного обхода Сталинградской группировки противника. Осенью 1943 года Георгию Исакову было присвоено звание Героя.
Очень импозантно выглядит на мемориальном комплексе Мамаева кургана гомельчанин Аркадий Кабаков: стройный, подтянутый, хотя прошел всю войну, в том числе и Сталинград, и сегодня ему под 90.
– О чем вы в первую очередь думаете, когда вспоминаете войну? – спросили его волгоградские журналисты.
– О памяти. Хочу, чтобы никогда не забывали тех, кто погиб. Нам повезло – мы выжили. Пусть ничто никогда не затмит светлую память о павших, будь то здесь, в вашем городе-герое, у нас в Беларуси, в Москве, Киеве… Ведь эта победа для всех нас – одна.