«Радио, только радио сейчас нам необходимо больше всего...»
В докладе Главному политуправлению Красной армии «О состоянии партизанского движения в полосе Северо-Западного фронта» командование фронта констатировало: «Связь с отрядами у нас до сих пор является самым слабым местом. Радиосредств нет. В условиях большой отдаленности отрядов в тылу противника (до 300 км) живая связь ни в коей степени не обеспечивает руководства отрядами».
К.Е. Ворошилов, назначенный первоначально Главнокомандующим партизанским движением, подтвердил это утверждение политуправления Западного фронта: «Если надежной радиосвязи не будет, тогда нет смысла создавать штабы партизанского движения. Без хорошей связи с партизанами они работать не смогут».
«Радио, только радио сейчас нам необходимо больше всего. С ним связана и безопасность партизан, и эффективность их борьбы», – настаивал П.К. Понамаренко, назначенный начальником Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. Радиосвязь была необходима не только для срочного сообщения разведданных, не только для оперативного руководства партизанскими отрядами и их взаимодействия, не только для снабжения партизан боеприпасами и вооружением, но и для вывозки самолетами раненых на «большую землю». Она была нужна и для своевременного приема сообщений Совинфорбюро, разоблачавших ложь фашистской пропаганды, задачу которой определил руководитель оккупационной администрации Генерального комиссариата Белоруссии Вильгельм Кубе: «Мы должны создать в Белоруссии национальные формирования, которые могли бы быть противопоставлены партизанам…»
Мы с законной гордостью говорим о советских танках Т-34, о легендарных «катюшах», о штурмовиках-«илах» и других достижениях советской технической мысли. Но мало кто слышал о радиостанции «Север». Действия «Севера» серьезно досаждали группе войск, осаждавших Ленинград. Больше всего озадачивала гитлеровцев мобильность и быстрота передвижения советских радистов – по их представлениям, радиостанция должна была весить по меньшей мере
50 кг. Они полагали, что столь досаждавшие им рации поставлены советским войскам не иначе как американцами.
Создатель «Севера» Борис Андреевич Михалин под руководством опытнейшего специалиста по передатчикам профессора Асеева создал радиостанцию-малютку «Омега». Через год после того, как «Омега» прошла испытания, подтвердившие ее право на жизнь, началась война, а в июле 1941 года командующий Северным фронтом генерал-лейтенант М.М. Попов позвонил первому секретарю Ленинградского обкома и горкома партии А.А. Жданову и попросил организовать серийный выпуск этой радиостанции. Был утвержден головной завод – имени Козицкого (одно из старейших и наиболее квалифицированных предприятий города), а также заводы-смежники, которые преодолели в небывало короткий срок многие трудности. (Например, в условиях эвакуации из Ленинграда заводского оборудования и специалистов они создали отечественные радиолампы и организовали серийный их выпуск для замены импортных в «Омеге».) Менее чем через два месяца в блокадном Ленинграде свершилось чудо: выпустили опытную партию радиостанций-малюток. После успешного испытания модернизированной «Омеги» рация получила новое имя – «Север».
В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде экспонируется трехламповая радиостанция «Север». Длина волн передатчика – 52-117 м, приемника – 30-146 м. Источники питания – два элемента 3С и 4 батареи БАС-60. Мощность – до 1,3 Вт, вес радиостанции – 10 кг, а проектная дальность действия – до 400 км (при хороших метеоусловиях дальность ее действия достигала 1000 км). Обслуживался «Север» одним радистом.
За внезапно появившейся в тылу вражеских войск загадочной радиостанцией днем и ночью охотились отборные фашистские агенты, ее поимка была поручена также особым группам эсэсовцев. Обнаружив с помощью пеленгаторов неуловимую рацию, гитлеровцы немедля направлялись в этот район. Они прочесывали вдоль и поперек леса, рыскали по всей округе, но советская радиостанция будто растворялась в воздухе. Вскоре она снова давала о себе знать, и над вражескими коммуникациями, аэродромами, военными складами появлялись краснозвездные самолеты и сбрасывали свой смертоносный груз.
Радиостанция «Север», сделанная руками измученных блокадой ленинградцев, перебрасывалась по воздуху и становилась на вооружение многих частей действующей армии, партизанских формирований, сражавшихся на оккупированной фашистами советской земле. Партизанский «северок», который принес немало бед гитлеровцам, по достоинству оценил даже враг – командующий группой немецких армий «Центр» генерал-фельдмаршал Буш: «…Русские устанавливают места расположения наших командных пунктов… Засылаемые в наши тылы агенты снабжены малогабаритной портативной радиостанцией «Север», которая обеспечивает надежную связь».
Роальд Романов,
ответственный секретарь
Объединенного совета
партизан и подпольщиков Московского комитета
ветеранов войны