Божий дар – это не нефть и газ...
«Летишь из Хабаровска в Москву утром, под крылом самолета видишь огромные, практически безжизненные пространства, а если летишь ночью – под тобой ни огонька: тьма кромешная... Мы должны осваивать эти территории, иначе это сделают другие», – считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, кандидат технических наук Владимир ДЖАБАРОВ.
Проблема мигрантов есть во всем мире, но все хотят принимать прежде всего высококвалифицированных специалистов. В любой стране приезд таких специалистов по приглашению расценивается как удачная сделка. Эту категорию сенатор к мигрантам не относит. Мигранты, по Джабарову, призваны залатать брешь в демографической ситуации, когда не хватает рабочих рук или нужна неквалифицированная рабочая сила. Для России это очень актуально: рождаемость последнее время падала, поколение, которое должно было родиться в начале 1990 годов, не появилось, а поднимать экономику и осваивать регионы, важные не только для России, но и ближайших соседей и союзников, прежде всего Беларуси, надо. Получается, что миграция для нас благо, хотя и не без проблем.
Если говорить о географии, то сегодня в Россию едут в основном из Центральной Азии: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Из Китая тоже едут.
– К миграции из Китая я отношусь спокойно, – ответил сенатор, – и вот почему. Китайцы, приезжающие на Дальний Восток на год-два, действительно оставляют после себя землю, отравленную ядами так, что она практически выходит из севооборота. Но если китайцам сдать ее в аренду лет на 30-50, они будут относиться к ней бережно, по-хозяйски.
По поводу возможности вытеснения российских крестьян китайскими он привел такой пример. Наш фермер жаловался, что не может тягаться с ними, обвиняя в том, что они демпингуют. Владимир Джабаров попросил фермера рассказать, как работает он и как китайцы. Оказалось, рабочий день нашего фермера гораздо короче, чем у китайца. Выводы, как говорится, делайте сами. Сенатор убежден, что наши соседи из Поднебесной могут многому нас научить. В Еврейской автономной области сегодня урожаи сои, например, в три раза выше, чем в советское время. Главное, считает Владимир Джабаров, российское законодательство, с одной стороны, должно позволять привлекать эту силу, с другой – четко оговаривать условия ее использования, не забывая о том, что природа не терпит пустоты.
Если говорить о мигрантах из Центральной Азии, то без них мы тоже не обойдемся, уверен Владимир Джабаров. Хотя там и выросло поколение, не знающее, что такое СССР и не говорящее по-русски, что плохо, все равно они относятся к нам как к старшему брату в лучшем смысле этого слова – как к защитнику и покровителю.
– Я жил в Самарканде, в Таджикистане бывал в советское время, – пояснил сенатор. – Это была очень продвинутая, как сейчас говорят, республика. Производила много сельскохозяйственной продукции, выращивала хлопок, получала дешевые энергоресурсы. Как и остальные братские народы, таджики хорошо знали русский язык: «метрополия» больше развивала окраины, чем Центральную Россию. Но после развала СССР, гражданской войны 1992-1997 годов там все пришло в запустение, средств, чтобы поднять экономику, нет до сих пор. Но отторгать их нельзя: не поможем мы – помогут наши политические противники. Хороший пример – Афганистан: как только мы ушли – туда пришли талибы. Сейчас их сдерживают американцы и НАТО. Уйдут они – мы будем вынуждены думать об усилении охраны границ с Узбекистаном, Таджикистаном и вкладывать в защиту границы намного больше средств, чем сейчас.
Сегодня выходцы из Центральной Азии, убирающие наши дворы, живут в ужасных условиях и совершенно бесправны. Их обирает начальство и полицейские. Гастарбайтеров, убежден российский сенатор, давно пора выводить из подполья и наделять правами, чтобы они платили налоги в наш бюджет и на законных основаниях могли заявить о любых притеснениях властей предержащих.
– Их не надо отторгать, они – наши, – считает Владимир Джабаров. – Я – армянин, знаю историю армянского народа, но считаю себя 100-процентным русским: здесь вырос и не представляю себя вне моей Родины – России.
Когда мне приходилось бывать за границей, я везде сталкивался со знаменитыми учеными с русскими корнями. Чтобы не терять золотой генофонд, нужно в России создавать такие условия, чтобы молодым ученым лучше работалось здесь, а не за рубежом. Сегодня же мы учим, а знаниями и талантами наших выпускников пользуются другие. Титульная нация России большая, здоровая, но ее надо развивать, как можно больше вкладывать в образование, в свой народ. Божий дар – это не нефть и газ. Божий дар – это народ.
Наталья ДОЛГУШИНА