С кинокамерой и пулеметом
Сто документальных кинолент снял народный артист Эстонии, трехкратный лауреат Сталинской премии, лауреат премии «За кинорепортаж на фронтах Великой Отечественной войны» Семен Школьников. Среди боевых наград оператора орден Красного Знамени и медаль «Партизану ВОВ 1 ст.»
Школьников – оператор четырех игровых картин, а одну – «Украли старого Томаса» – снял как режиссер, он автор книг, очерков о фронтовых операторах, о советском кино первых лет.
Школьников – оператор четырех игровых картин, а одну – «Украли старого Томаса» – снял как режиссер, он автор книг, очерков о фронтовых операторах, о советском кино первых лет.
– Семен Семенович, известно, что на фронтах Великой Отечественной вели съемку 258 операторов, и снято ими было 3,5 млн метров пленки. Расскажите, как вы оказались с кинокамерой на фронте?
– С киноаппаратом «Аймо». Перед войной я работал на Московской кинофабрике, и в 1939-1940 годах ездил снимать советско-финскую войну. После этого меня призвали в армию. Служил в Бессарабии, в гаубично-артиллерийском полку на реке Прут. Так что Великая Отечественная война для меня началась в самый первый час. Не провоевав и месяца, был ранен, попал в госпиталь под Калинином. Позднее участвовал в боях за освобождение этого города, освобождал, правда, не с первой попытки, и Ржев. Был сильно контужен и оказался в госпитале подмосковного города Иваново-Вознесенска. И вот когда занимался уже контрактурой, заставляя разогнуться левую руку, из Москвы затребовали меня в распоряжение Центральной студии документальных фильмов. За всю корреспондентскую жизнь счастливее момента у меня не было.
Ранней осенью 1942 года я уже был с киноаппаратом на Калининском фронте. Работать начал в паре с опытным оператором Николаем Быковым, он был старше меня на 10 лет, было ему 33. Фронт не двигался, и нам казалось, что снимать нечего. Это сейчас я понимаю, что снимать надо было и быт войны, а тогда мы рвались только на бои! И командующий Калининским фронтом сказал: «Хотите снимать бои? К партизанам!» Так мы оказались на стыке Белоруссии, Латвии и Псковской области. Тут снимать было что – и бои, и перестрелки, и немецкие эшелоны, летящие по откос…
Потом нам дали недельный отпуск в Москве, после чего наши дороги с Быковым разошлись. Знаю, что он снимал на других фронтах, а в 1944-м погиб. Мне же довелось снимать, кроме Калининского, на Курской дуге, на 3-м Украинском фронте. Потом перебросили под Полтаву – запечатлевать американские четырехмоторные бомбардировщики. Заправляясь бомбами и горючим в Полтаве, они летали бомбить Германию и Румынию. Делали посадку и в Италии, в Барри, где также имелась база с нашими самолетами. Там, в Барри, я снял фильм о том, как наши солдаты заправляют американские «летающие крепости». Не забуду, как летел на такой «крепости», которая вывозила Тито из Югославии.
В 1944-м нас вновь забросили в Белоруссию, в Ушачскую партизанскую зону. Двумя группами – нас с Николаем Писаревым и Марию Сухову с Оттилией Рейзман. Все мы знали друг друга еще до войны, когда работали на «Брянке», студии кинохроники, которая находилась в Брянском переулке в Москве. Дружили. Бывали на молодежных вечерах, танцевали. Правда, я танцевать не умел и в основном отсиживался в уголке. А Маша танцевала прекрасно – танго, фокстрот, румбу, английский вальс. Оттилия Рейзман была ее подругой. И эти замечательные девушки наравне с нами были отправлены в партизанский край. Встретил нас в Белоруссии полковник Лобанок. Это была очень тяжелая командировка. На наших глазах разворачивалась трагедия – гибель народа, сплошное уничтожение. У партизан не было ни танков, ни артиллерии, ни авиации, но они были силой, которую боялись немцы и стремились, во что бы то ни стало, уничтожить ее.
Однажды на совещании у комбрига Данукалова я познакомился с полковником Родионовым, который со всем полком перешел на сторону партизан из власовской армии. За это и получил звание и орден Красного Знамени. Прорываясь из окружения, мы оказались с полковником и его адъютантом Василием в каком-то ровике. Пули летели над нашими головами. В болоте стали рваться мины. Родионов сказал, что надо менять позицию, и сделал едва заметное движение, словно хотел приподнять голову. Движение это стоило ему жизни. Мы там его и похоронили. И долго сидели у холмика в ночи. Василий рассказал мне, в какой тайне в течение трех ночей велись переговоры о переходе полка. Данукалов и Родионов сходились на середине деревянного моста, сопровождавшие их адъютанты останавливались у сходов. О чем шла речь, не знал никто. Но операция удалась на славу – с полным вооружением полк перешел на нашу сторону.
– Вы не спросили, как становились власовцами?
– Очень просто. Василий рассказал, как однажды в их полковом клубе крутили кино «Если завтра война». То самое, в котором Красная армия расправляется с врагом на его, вражьей, земле. Вышли они с ребятами из клуба, расправили гимнастерки и почувствовали себя непобедимыми воинами, хоть сразу в бой. А на рассвете началась настоящая война. Василий попал в окружение и оказался в концлагере. Людей там изнуряли работой и морили голодом. Кроме того, поползли слухи, что у нас пленных считают предателями. А потом, выстроив на плацу, узников стали обрабатывать представители Русской освободительной армии Власова, который собирался вместе с немцами освобождать Россию. Солдат обещали хорошо кормить и обмундировывать. В первый раз из строя не вышел никто, во второй раз – восемь. А через две недели они же явились в качестве агитаторов. Вначале на глазах у узников занялись строевой подготовкой, а потом сообщили, что воевать против своих их не отправят, занимать будут на охране объектов. И Василий клюнул на удочку. На самом деле вскоре их «бросили» против партизан. «Как я воюю, ты сам видишь, – сказал Василий, – а на душе все равно кошки скребут, простят ли мне».
– К какой из своих картин считаете себя особо причастным?
– Думаю, к картине «Мария» – о Маше Суховой. Я ездил ее снимать в Белоруссию в 1992 году. Мы знали, что Маша погибла во время прорыва. Миной ей разворотило живот. Обстоятельства ее гибели были ужасны, но мы узнали об этом лишь четверть века спустя. В 1968 году я приезжал в Ушачи на открытие мемориала «Прорыв», поклонился плитам, на которых были высечены имена погибших. Среди них значились имена и моих коллег – Марии Суховой и Николая Писарева. Из кольца блокады тогда вышли лишь мы с Оттилией. На банкете ко мне подошел человек: «Школьников, ты не помнишь меня?» Оказалось – начальник штаба партизанской бригады Геннадий Любов. Это он был рядом с Машей, когда ее ранило. Его она просила сохранить кассеты с пленками…
Я помню, как рыдала Оттилия, когда после прорыва мы с ней отыскали друг друга. И вспоминали, не сговариваясь, об одном и том же. О встрече нашей четверки в какой-то избе – пути-дороги наших бригад тогда неожиданно пересеклись. Мы с Николаем, смертельно уставшие, перезаряжали в избе кассеты, собираясь хоть немного поспать. Николай, не закончив работу, уснул сидя, так и не вынув руки из мешка. У меня страшно болели ноги из-за жутких сапог. Но вдруг дверь распахнулась, и на пороге появились Мария и Оттилия. Радости нашей не было предела!.. Мы не могли наговориться. Запомнилось, что за окном стояла невероятной красоты ночь, с небом, обсыпанным алмазами. Пасхальная ночь.
Сейчас из нашей четверки я остался один, Оттилия умерла 25 лет назад.
– Какие темы интересовали вас в послевоенное время?
– Например, судьбы патриотов-антифашистов Веры Оболенской, Бориса Вильде, Анатолия Левицкого, Марии Кузьминой-Караваевой. Есть у меня картина из четырех новелл о Георге Отсе «Война… война», картину «Там, где жил Хемингуэй» мы делали вместе с Константином Симоновым. Есть картина «50 килограммов смерти» – о минерах, разминировавших Балтику.
Беседовала Нина КАТАЕВА