Одиссея экипажа майора Йорка
США, как и СССР, в начале войны потерпели ряд тяжелых поражений на море, на суше и в воздухе. Япония захватила огромные территории и акватории на Тихом океане и в восточной части Индийского океана. Поэтому американцам понадобился некий символический ход, показывающий, что их дух не сломлен, они продолжают борьбу. Сознательно или случайно, они повторили аналогичный советский ход. Как известно, в сентябре 1941 года, в период самых тяжелых поражений Красной армии, советские бомбардировщики с эстонских аэродромов нанесли несколько ударов по Берлину. Военное их значение было нулевым, а вот политико-психологическое – очень существенным.
Американцы тоже решили нанести авиационный удар по Японии. Проблема была в том, что со своей территории достать до нее они не могли, а авианосцам из-за малой дальности полета палубных самолетов надо было бы подойти слишком близко к японским берегам. Что означало бы их гарантированную гибель: после Перл-Харбора и сражения у Явы ВМС Японии безраздельно доминировали в западной части Тихого океана.
Тем не менее изобретательные американцы нашли вариант, на первый взгляд казавшийся безумным: применить с авианосца тяжелые бомбардировщики наземного базирования В-25 «Митчелл», дальность полета которых была гораздо большей, чем у палубных самолетов. Инженеры рассчитали, что если стартовать с самой кормы авианосца, «Митчеллу» может хватить длины его палубы для разбега. Правда, не было никаких шансов на нее сесть. Поэтому, атаковав Японию, американские летчики должны были лететь в Китай и пытаться сесть на той части его территории, которая не контролировалась японцами. Все это было очень похоже на самоубийство, тем не менее американцам очень хотелось символического успеха. И 2 апреля 1942 года из базы Аламеда в Калифорнии вышли 2 авианосца, 4 крейсера и 8 эсминцев ВМС США. На борту одного из авианосцев, «Хорнета», находились 16 В-25, остальные корабли выполняли роль эскорта. Авиационной группой, предназначенной для выполнения самоубийственного задания, командовал подполковник Джеймс Дулитл.
Утром 18 апреля, уже в относительной близости от берегов Японии, эскадра наткнулась на японский сторожевой корабль. Его почти сразу потопили крейсеры и эсминцы, но у командира эскадры возникли опасения, что японец успел передать радиограмму об обнаружении американских кораблей. Поэтому он приказал поднимать самолеты немедленно, в 1200 км от Токио вместо запланированных 900 км.
Как ни странно, взлет прошел успешно. Хотя после схода с палубы «Хорнета» «Митчеллы» несколько сот метров шли над самыми гребнями волн, ни один из них в воду не упал. Более того, все 16 самолетов группы Дулитла достигли Японии, атаковав Токио, Иокогаму, Йокосуку, Кобе и Нагою. Атака была настолько внезапной, что японская ПВО нигде не отреагировала. На земле погибли 50 японцев, в основном мирных жителей, еще 400 были ранены. Разумеется, как и в случае с советскими атаками Берлина, военное значение рейда Дулитла было нулевым, но политико-психологическое – очень сильным.
Впрочем, теперь американским летчикам надо было еще достичь аэродромов в неоккупированной части Китая. На что у них из-за раннего старта не хватило топлива. В итоге 12 «Митчеллов» упали на китайскую землю, 3 – в море у берегов Китая. Все 75 членов их экипажей выбросились с парашютами, но трое при этом погибли, еще 8 попали в японский плен, из которого после войны живыми вернулись лишь четверо. Остальным 64 летчикам посчастливилось попасть к китайцам, от которых они постепенно вернулись в США и продолжали воевать.
Еще один бомбардировщик, которым командовал майор Эдвард Йорк, а членами экипажа были второй пилот – 1-й лейтенант Роберт Эмменс, штурман – 2-й лейтенант Нолан Херндон, механик – штабной сержант Теодор Лэбэн и стрелок-радист – капрал Дэвид Пол, в Китай не полетел. Йорк правильно понял, что ему не хватит топлива. Поэтому он сознательно повернул в сторону России и, проведя в воздухе к этому моменту 9 часов, приземлился на аэродроме Унаши к северу от Владивостока, где базировался 39-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота.
Хотя никто на советском аэродроме не говорил по-английски, а американцы, разумеется, не знали ни слова по-русски, встреча была очень теплой. Командование 39-го авиаполка обещало американцам дозаправку для дальнейшего перелета в Китай. Но тут в дело внезапно вмешалась большая политика.
Дело в том, что СССР и США в этот момент были союзниками в войне против Германии и Италии. А вот против Японии СССР не воевал. И очень опасался в этот крайне сложный для нас период войны нарушить договор с ней о нейтралитете: войны на два фронта в тот момент мы могли не выдержать. Соответственно, американских летчиков, воевавших против Японии, необходимо было интернировать. Что и было сделано. Американцев сначала переправили в Хабаровск, а затем перевезли в городок Оханск в Молотовской области (сейчас – Пермский край).
В Оханске летчики жили совершенно свободно, питались несравненно лучше, чем советские люди, к ним были приставлены повар, домработница и официантка. Однако радости от этого американцы не испытывали. Это были настоящие воины, герои (другие просто не пошли бы в самоубийственный рейд), для которых подобное комфортное прозябание было в каком-то смысле хуже плена. Они рвались на войну, которая на всех фронтах была в самом разгаре.
В начале января 1943 года Йорк написал письмо начальнику советского Генштаба Василевскому с просьбой либо переправить летчиков в США, либо, если это совсем невозможно, использовать в СССР для инструктажа советских летчиков (в это время В-25 стали поступать к нам по ленд-лизу). Одновременно американцы договорились между собой о побеге. О чем, разумеется, узнало НКВД.
Со своей стороны, вернуть летчиков просил Сталина президент США Рузвельт. И Сталин дал указание организовать американцам побег в Иран. Эта страна с сентября 1941 года была, как известно, совместно оккупирована войсками СССР и Великобритании.
В марте 1943 года американцев перевели из Оханска в Ашхабад. Здесь им организовали встречу с мифическим «контрабандистом», который должен был за 250 долларов провести их через границу в Иран. В ночь с 10 на 11 мая 1943 года этот спектакль, в правдивость которого американцы искренне верили, был успешно проведен.
По сути, для американцев мало что изменилось, ведь они оказались в советской зоне оккупации Ирана. Но под чутким контролем НКВД они «незаметно» (с их точки зрения) добрались до британского консульства в Мешхеде. Англичане перевезли союзников в Пакистан, откуда те в конце мая вернулись-таки в США, где были приняты в Белом доме президентом Рузвельтом. Затем все они успешно прошли остаток войны, но сейчас никого из них в живых уже нет. «Митчелл» экипажа майора Йорка так и остался в СССР, использовался для обучения наших экипажей, а в начале 50-х был разобран на запчасти. А вся история забылась из-за начавшейся между бывшими союзниками холодной войны.
Александр ХРАМЧИХИН