Память о войне – понятие конкретное
Подумать только: 67 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы победного салюта. 26 миллионов 452 тысячи граждан Советского Союза унесла Великая Отечественная война. Три года, десять месяцев и еще восемнадцать дней длилась эта битва за свободу и независимость общей тогда Родины и за нынешнее наше общее счастье.
Всякий раз, когда проезжаю с отцом по трассе на белорусский город Светлогорск, делаю остановку недалеко от города у кургана с танком на постаменте. Отец просит остановить машину, тут же выбирается из салона (инвалиду сделать это не так просто) и, опираясь на палочку, ковыляет к рукотворному памятнику. Постоит, помолчит и повернет назад. А глаза заблестят накатившейся слезой.
– На этом рубеже было у меня боевое крещение. Первый бой и первое ранение, очень тяжелое, – говорит он тихо и отрешенно.
Отец так говорит всегда – тихо и отрешенно. Ведь мыслями он там, где, казалось, ничто не спасет от вражеской пули. Ну разве что одинокая, поросшая серым мхом купинка оградит от осколка или редкий кустарник. Напрасно и смешно надеяться на подобную защиту, но надеется солдат и глубже втискивается в пропитанный болотной грязью окопчик.
23 июня 1944 года здесь началась наступательная операция «Багратион». Именно тогда мой отец, совсем юный деревенский паренек, поднялся в первую свою атаку с ручным пулеметом и вышел из боя с осколками в теле, один из которых до сих пор нет-нет да и дает о себе знать.
Всегда к 9 Мая отец рвется на Гомельщину, в родную Речицу. Там не просто его малая родина. Там фронтовые друзья, там будут воспоминания, там особая атмосфера, особый дух. Хотя, чего скрывать, тяжело даются разговоры о войне, на которой погибли земляки и товарищи, а ты чудом уцелел.
Гордость и грусть, скорбь и радость – такой это праздник. По-особому чтим мы его – День Победы. Праздник, который действительно с сединой на висках и со слезами на глазах...
В Смолевичском районе на Минщине есть небольшая лесная деревенька с таким привычным и распространенным названием – Старина. На окраине стоит осевший уже домик, где летом жили старые партизаны Анатолий Антонович Филиппович и его жена Софья Васильевна. Недавно, к сожалению, их не стало. Что поделаешь, годы. А тогда давали здесь партизаны фашистам и в хвост и в гриву. Боялись фашисты здешних мест. Да только ли их боялись они?
Хатынь олицетворяет этот их страх мемориальным комплексом. Всего на территории Беларуси захватчики сожгли и разрушили 209 городов и районных центров, 9200 деревень, оставив без жилья 3 миллиона человек. Боялись, потому и жгли, потому и убивали.
Не мной – народом замечено: «Кому – война, а кому – мать родна». Акцент на последнем мне делать противно, хотя примеры прислужничества фашистам были и в деревне, и в городе. Но не они стали определяющим фактором.
Победили те, кто мерз в окопах на фронтах войны, не жалел живота своего, впрягаясь рядом с лошадьми, чтобы вытащить орудие из болота, кто усталой, злой пехотой, истратив последние патроны, поднимался в полный рост и шел на врага в штыковую.
Помню встречу с ветераном Иваном Васильевичем Лихачом. Он воевал с врагом в пехоте. Эх, пехота-матушка… Она ковала победу, она зарывалась в землю, замерзала в снегу, пропахивала сотни километров земли грудью и ходила в атаки.
Говорили мы с ним, вдруг звонок из военкомата: «43-я армия, 56-я стрелковая дивизия, 417 стрелковый полк, рядовой Лихач?..»
– Так точно, – по-военному ответил Иван Васильевич.
– Поздравляем. Награждены третьей медалью «За отвагу».
То была медаль, которую ему в войну так и не вручили. Иван Васильевич был рад, а стал вспоминать военное лихолетье, на глаза навернулись слезы.
Годы берут свое, и все меньше среди нас ветеранов. Больно и обидно. И как важно, чтобы со временем не притупилась наша память, не выветрился из сознания подвиг народов, одолевших фашизм. Что для этого надо? Спешить, пока есть живые творцы Победы, ветераны Великой Отечественной. Их рассказы должны быть записаны – в школах, в семьях, в ветеранских коллективах. Сберечь фотографии, отдать их в музеи. Не могу себе простить. Сколько раз встречался с Героями Советского Союза – фронтовыми разведчиками Федором Ивановичем Кузнецовым и Николаем Ивановичем Обедняком. Да все накоротке, впопыхах… Все думалось, выберу время – и мы поговорим. Нет, не успел – их уже нет среди нас…
Где-то недавно прочел: «Страшнее, когда выживают не из ума, а из памяти». По– моему, верно, хотя и жестко. Бывает, целый год не обращаем внимания на заросший бурьяном памятник и буквально в последний день перед праздником спешим что-то обновить и подкрасить. Извечная проблема: то физических сил не хватает, то финансовых средств.
Уроки войны не подвластны забвению. И память – понятие конкретное. Еще раз низко поклонимся ветеранам. Они не думали о наградах, званиях. Они думали о Победе. Вспомним всех поименно.
Владимир РУДЕНКО