Точка зрения
Одна из целей создания Союзного государства – проведение согласованной социальной политики. В Беларуси на социальную сферу идет 60 процентов ВВП, в России – более половины общих бюджетных расходов.
За последние четыре года в доле ВВП они выросли с 21 до 27 процентов. Несмотря на это, россияне, по мнению Председателя Правительства Владимира Путина, которое он высказал на страницах «Комсомольской правды», «отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива». С этим выводом согласна и первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, доктор экономических наук Оксана ДМИТРИЕВА. Бюджетную политику в России, считает она, необходимо кардинально менять. И вот почему.
По мнению депутата, в федеральном бюджете на 2012 год, представленном Правительством РФ, отсутствуют цели социального развития – кроме финансового обеспечения реформы денежного довольствия и реформирования органов внутренний дел и пополнения Резервного фонда. Практически заморожена реализация национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье». А сокращение финансовой помощи субъектам федерации и передача им новых расходных полномочий создают в регионах дополнительные риски для финансирования социальной сферы и ЖКХ. Не согласна Оксана Дмитриева с изменением статуса бюджетных учреждений, отказом от сметного финансирования и сокращением расходов на бюджетные учреждения социальной сферы. Это, уверена она, ухудшает качество человеческого капитала и стимулирует дальнейшую коммерциализацию социальной сферы.
Но главная беда в том, что из года в год в России не решаются задачи экономического и социального развития: стимулирования структурного сдвига в пользу несырьевого сектора экономики, обеспечения высоких темпов экономического роста, расширения объемов инновационной деятельности и создания рабочих мест в инновационной сфере, повышения уровня жизни населения. Тогда как приоритетнее задач у нас сегодня нет: по ВВП мы примерно на 80-м месте, а по продолжительности жизни – на 150-м. То есть мы можем и должны жить значительно лучше, чем сейчас, – ВВП это позволяет. Все дело в неравномерном распределении доходов: 40 процентов доходов физических лиц приходится на 0,8 процента населения России.
Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Во-первых, считает доктор экономических наук, «отказаться от политики одновременного осуществления масштабных заимствований и пополнения Резервного фонда». Это даст существенную экономию за счет расходов на обслуживание долга. Во-вторых, искусственно не занижать доходы, расходы и формировать дефицит бюджета на стадии проекта. Радикально изменить финансирование пенсионной системы, а именно: отказаться от накопительного элемента и регрессивной шкалы социальных взносов, снизив ставку до 27 процентов. Это высвободит около 700 млрд рублей на решение других социальных проблем и повышение пенсий.
Чтобы стимулировать экономический рост, необходимо снижать налоги: на добавленную стоимость – до 10 процентов; тариф страховых взносов во внебюджетные социальные фонды – с 30 до 27 процентов. Одновременно – восстановить льготы малому бизнесу до 15 процентов и отменить регрессию. Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль и предоставить налоговые льготы инновационному бизнесу и научным организациям.
Наталья ДОЛГУШИНА