САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

В небесах с «Белым лебедем»

Древний Слуцк давно стал своеобразной космической столицей Беларуси, следы его жителей не теряются «на пыльных тропинках далеких планет».  Когда-то в Слуцке учился Витольд Цераский, разработавший методику фотометрических наблюдений, с помощью которых измерил блеск более 500 звезд. Одним из первых он определил звездную величину Солнца, установил предел его температуры – 3500 градусов. Именем Цераского назван лунный кратер. В названии другого кратера ночного светила увековечено имя еще одного слутчанина, Семена Косберга… Где-то через полминуты после своего знаменитого «Поехали!» Юрий Гагарин радостно воскликнул: «Косберг сработал!» Что означало: включилась третья ступень ракеты, а значит, выход на запланированную орбиту обеспечен. Созданные командой Семена Косберга третьи ступени ракет доставили космические аппараты к Венере, Марсу, а на ночное светило – луноход.

Древний Слуцк давно стал своеобразной космической столицей Беларуси, следы его жителей не теряются «на пыльных тропинках далеких планет».  Когда-то в Слуцке учился Витольд Цераский, разработавший методику фотометрических наблюдений, с помощью которых измерил блеск более 500 звезд. Одним из первых он определил звездную величину Солнца, установил предел его температуры – 3500 градусов. Именем Цераского назван лунный кратер. В названии другого кратера ночного светила увековечено имя еще одного слутчанина, Семена Косберга… Где-то через полминуты после своего знаменитого «Поехали!» Юрий Гагарин радостно воскликнул: «Косберг сработал!» Что означало: включилась третья ступень ракеты, а значит, выход на запланированную орбиту обеспечен. Созданные командой Семена Косберга третьи ступени ракет доставили космические аппараты к Венере, Марсу, а на ночное светило – луноход.

К слову, управлял луноходом на расстоянии более чем 350 тысяч километров штурман-навигатор Константин Давидовский, родившийся тоже в  Слуцком районе.
Несколько лет начальниками космодрома Байконур были уроженцы Слутчины генералы Константин Герчик и Юрий Жуков. Два десятилетия инженером-испытателем служил на Байконуре слутчанин Сергей Гончарик. Его земляк Александр Куницкий написал более 80 работ по баллистике ракет и космических аппаратов.
Неслучайно первый белорусский космонавт Петр Климук, руководители межрегиональных общественных организаций ветеранов космодрома Байконур, Союза ракетчиков обратились к Президенту Республики Беларусь с просьбой  создать в Слуцке музей по авиационной, ракетно-космической тематике.
В этом белорусском городе родился и Игорь Шевчук, оставивший заметный след в истории развития российской авиации.

Август 2003 года. Военный аэродром «Воздвиженка» под Владивостоком.  Две  огромные серебристые птицы, вынырнув из-за облаков, стали плавно снижаться. Самолеты завораживали зрителей своей строгой геометрией, идеальными аэродинамическими формами. И стало понятным, почему эти мощные ударные стратегические бомбардировщики Ту-160 получили нежное название – «Белые лебеди».
Уже в 1976 году после окончания Московского авиационного института ныне генеральный конструктор ОАО «Туполев», а тогда 23-летний белорус Игорь Шевчук в конструкторском бюро «Туполев» занимался  проблемами прочности, внедрением в опытное и серийное производство  Ту-144, Ту-204, Ту-334, Ту-160, Ту-155.
В тяжелое для авиационной промышленности время Игоря Сергеевича назначили директором экспериментального завода ОАО «Туполев». Он смог быстро сплотить вокруг себя инициативных и энергичных. Быстро вник в заводские проблемы, заинтересовал инженеров в результатах их труда, добился расширения производственных площадей предприятия.  Совет директоров предприятия не мог не заметить  созидательные устремления молодого руководителя и в 1997 году избрал его генеральным директором предприятия. Игорь Шевчук прилагает неимоверные усилия, чтобы вернуть былую славу ОАО «Туполев», сохранить  уникальный конструкторский коллектив. Он смог укрепить руководство ОКБ, предотвратил  уход ценных специалистов, правдами и неправдами повысив им зарплату.

Финансово-хозяйственная деятельность, технические проблемы, контакты с партнерами… Игорь Сергеевич везде старался успеть. Первым делом – самолеты, а все остальное – потом. Ветераны-туполевцы оценили преданность белоруса их общему делу. С 2001 года Игорь Шевчук – президент, генеральный конструктор ОАО «Туполев».  В это очень сложное время руководитель выдвинул и стал  претворять  в жизнь идею создания модельного ряда пассажирских магистральных самолетов марки «Ту». Единый подход к проектированию, глубокая, до 90 процентов, унификация бортового оборудования, единство подходов поддержания летной годности – все это работало на эффективность производства, имидж авиакорпорации. За последние шесть лет под руководством Игоря Шевчука было сертифицировано более трех десятков главных изменений конструкций, которые позволили поддерживать разработки ОАО «Туполев» на мировом уровне.
Генеральный конструктор много работает над модернизацией боевых авиационных комплексов. Ощутимо увеличился гособоронзаказ, совершенствуются «Белые лебеди», Ту-95, Ту-22М, являющиеся основой стратегической и дальней авиации России.
К 50 годам Игорь Сергеевич Шевчук уже признанный авторитет  современного самолетостроения, заслуженный конструктор Российской Федерации, почетный авиастроитель, лауреат Государственной премии Российской Федерации. После длительного кризиса всемирно известное предприятие и его руководитель на взлете. Но в январе 2011 года – сердечный приступ, врачи оказались бессильны. Генеральному конструктору было тогда всего 57 лет.
После его смерти Слуцкий краеведческий музей получил из музея авиакорпорации «Туполева» модели самолетов, в создание и усовершенствование которых большой вклад внес Игорь Шевчук. Коллеги передали землякам генерального конструктора его фотографии, грамоты, разнообразные документы, а семья Игоря Сергеевича – герб Российской Федерации, находившийся в его кабинете, фирменные часы, одежду.

Владимир БЫЧЕНЯ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также