За работой в Беларусь
Светлана ШЕВЧЕНКО, директор учреждения «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»:
Данные о трудящихся-мигрантах формируются в Беларуси на основании «Карты статистического учета трудящегося-мигранта, выезжающего на работу за границу» и «Карты статистического учета трудящегося-мигранта, въезжающего на работу в Республику Беларусь». При этом ведется достаточно точный учет только тех трудовых мигрантов, которые выехали для работы за границей или въехали в страну из-за ее пределов на основе официально подписанных договоров и контрактов в нашей стране.
Данные о трудящихся-мигрантах формируются в Беларуси на основании «Карты статистического учета трудящегося-мигранта, выезжающего на работу за границу» и «Карты статистического учета трудящегося-мигранта, въезжающего на работу в Республику Беларусь». При этом ведется достаточно точный учет только тех трудовых мигрантов, которые выехали для работы за границей или въехали в страну из-за ее пределов на основе официально подписанных договоров и контрактов в нашей стране.
По этим данным статистического учета, экспорт труда за период 2005-2010 годов составлял от 4,2 до 7,3 тыс. человек в год, импорт труда – от 0,7 до 6,8 тыс. человек в год. С момента обретения независимости вплоть до 2009 года в Республике Беларусь экспорт труда постоянно превышал импорт труда. Однако в последние годы ситуация изменилась в сторону формирования положительного сальдо. В 2009 году оно составило 657 человек, в 2010 году – 1750 человек.
Открытость государственных границ, геополитическое положение в центре Европы, стабилизация экономического положения в нашей стране в последние годы способствовали привлекательности Республики Беларусь как для иммиграции, то есть для въезда на постоянное место жительства.
За 2005-2010 годы количество официально регистрируемых трудящихся-мигрантов, въезжающих для работы в Беларусь, увеличилось в 10 раз (2005 год – 651 человек и 2010 год – 6816 человек).
Анализ географической структуры импорта труда показывает, что в Республику Беларусь прибывают преимущественно из стран ближнего зарубежья, доля этих стран в разные годы составляет от 70 до 95%.
В формировании страново-географической структуры велика роль отсутствия языкового барьера и фактор добрососедства.
В последние годы к нам приезжают на работу на основе подписанных договоров и контрактов преимущественно жители Украины. Процент прибывающих на работу мигрантов из этой страны достигает 40%.
Вплоть до 2008 года Россия, конкурируя с Украиной, была одной из основных стран – поставщиков рабочей силы в Беларусь, однако в 2009 году из этой страны был зарегистрирован всего один мигрант, а в 2010 и 2011 годах из России трудящихся-мигрантов для работы на основе подписанных договоров и контрактов совсем не приезжало.
Вместе с тем перепись населения, проведенная в 2009 году, показала, что приехавшие из России с целью трудоустройства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, составили 404 человека, для обучения – 61 человек, для служебной или деловой встречи – 264 человека, для транзитной миграции – 26 человек, а для посещения родственников – 980 человек.
В целом в Республику Беларусь привлекается рабочая сила более чем из 30 стран мира. Помимо Украины в 2010 и 2011 годах все больше трудящихся-мигрантов прибывало из Литвы, Турции, Узбекистана и Китая.
Импорт труда по областям страны неравномерен. В 2005-2010 годах на основе подписанных договоров и контрактов было трудоустроено в Минске от 40 до 60% прибывшей иностранной рабочей силы. Второе место по объемам привлекаемой рабочей силы делят Брестская и Минская области.
По профессиональному признаку импорт труда в Республике Беларусь представлен преимущественно занятостью в сфере физического труда. На протяжении всего анализируемого периода наибольшее количество контрактов было заключено на работы в сельском хозяйстве, строительстве, деревообработке, торговле и общественном питании.
В 2011 году среди въехавших в Республику Беларусь трудящихся-мигрантов доля рабочих составила 59%, специалистов – 36%, руководителей – 5%.
Въезжающие трудовые мигранты традиционно работают непродолжительный период времени: срок действия большинства договоров и контрактов – от 6 месяцев до 1 года. В 2010 и 2011 годах удельный вес таких контрактов составлял 97-98%.
Ряд экономических исследований свидетельствует о том, что привлечение иностранной рабочей силы способствует снижению издержек производства в силу экономии на заработной плате, что дает предпринимателям возможность снижать цены, делая продукцию более конкурентоспособной. Таким образом, импорт труда способствует достижению удовлетворенности и производителей, и потребителей товаров, а также росту покупательной способности в силу снизившейся стоимости товаров. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к росту прибылей компаний, использующих дешевый труд иммигрантов. Увеличение прибыльности стимулирует инвесторов увеличивать капиталовложения, а также создавать новые рабочие места.
Что касается образовательно-квалификационного состава иммиграции, то, как показал анализ, в Беларусь приезжают в основном низкоквалифицированные иммигранты. Это обусловлено тем, что иммигранты, как барометр, реагируют на социально-экономическую обстановку и имеющиеся вакансии на рынке труда, дополняя местные трудовые ресурсы. Трудоустраиваясь на работу, от которой отказывается местное население при имеющихся ставках заработной платы, иммигранты позволяют местным жителям заниматься другим, более производительным и более высокооплачиваемым трудом. Они часто заняты на вытесняемых с рынка труда работах, а местные неквалифицированные работники составляют небольшую и сокращающуюся долю трудовых ресурсов. Таким образом, иммигранты эффективно препятствуют сокращению рабочих мест в данных сферах деятельности. Влияние фактора иммиграции на снижение заработной платы незначительно.
Одновременно иммиграция приносит позитивный экономический эффект в плане увеличения спроса на товары и услуги и, следовательно, содействует устойчивому социально-экономическому росту.
Также важны социальная стратификация и возраст прибывающих иммигрантов. Известно, что лица трудоспособного возраста больше дают стране приема, нежели получают, и наоборот, лица младше и старше трудоспособного возраста увеличивают нагрузку принимающей страны на соцобеспечение. Это означает, что государству придется больше затратить средств на содержание детей и пенсионеров, нежели получить от них демографической пользы. Кроме того, большой чистый приток в Республику Беларусь на постоянное место жительства лиц пенсионного возраста увеличивает нагрузку государства на пенсионную систему.