САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Правила игры должны быть идентичными

Владимир ЗДАНОВИЧ,  председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре  и гуманитарным вопросам:  "Союзное государство – это прежде всего люди, живущие в России и Беларуси".

Владимир ЗДАНОВИЧ,  председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре  и гуманитарным вопросам.

Союзное государство – это прежде всего люди, живущие в России и Беларуси. И поэтому не удивительно, что важнейшую роль в консолидации и созидании Союзного государства играет образование, как основа для последующего жизнеустройства человека. Известно, что таможенные или пограничные посты могут затруднить нашу жизнь, но если мы возведем барьеры в сфере образования, то негативные последствия будут несоизмеримо больше, ибо речь идет не только о качестве подготовки специалистов, но и о сохранении или разрыве единых исторических корней, духовной общности и культурной идентичности братских славянских стран.
У нас уже имеется достаточно обширная нормативно-правовая база в области образования, направленная на обеспечение гражданам России равных прав на его получение на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси – на территории России, а затем – их последующего трудоустройства. В частности, с февраля 1996 года действует межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Согласно протоколу о внесении изменений и дополнений в соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года» от 25.11.2005 г., «каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык».
Союзное государство поддерживает создание общего образовательного пространства на своей территории не только законодательно, но и финансово. В сфере образования только за 2011 год за счет средств бюджета Союзного государства профинансировано пять мероприятий на сумму около 30 млн российских рублей (для сравнения: в 2006 году расходы на образование в бюджете Союзного государства составляли менее 4,9 млн российских рублей).
Акцентируя внимание на молодежи – будущем Союзного государства, депутаты Парламентского Собрания придали традиционный характер проведению таких совместных проектов, как олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», слеты юных экологов Беларуси и России «Экология без границ», туристские слеты учащихся Союзного государства, гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся «За честь Отчизны» в Минской области и «Военно-патриотическая смена для учащихся суворовских военных (нахимовского военно-морского) училищ Беларуси и России» в Анапе.
Но помимо успехов в создании единого образовательного пространства у нас есть и очевидные затруднения. При более пристальном рассмотрении соглашений и договоров, заключенных Россией и Беларусью в области образования, можно выявить следующую особенность – наличие отсылочной нормы «в соответствии с национальным законодательством» или «в соответствии с законодательством государства трудоустройства». И это создает простым людям ряд сложностей при дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве.
Сухая статистика подтверждает сказанное: в Российской Федерации более 20 тыс. белорусских студентов, а в Республике Беларусь всего около 2 тыс. (из них в очной форме – 1011). Причины диспаритета всем известны, они на слуху: несогласованность сроков поступления; непризнание результатов ЦТ и ЕГЭ; непризнание документов об образовании при трудоустройстве (имею в виду бакалавриат, распространенный в России). Даже диплом о среднем специальном образовании, выдаваемый в Республике Беларусь, и российский диплом о среднем профессиональном образовании признаются в обоих государствах при приеме на работу лишь с оговоркой: «Если продолжительность обучения и содержание образования по специальности сопоставимы».
На мой взгляд, для того, чтобы никаких различий не было, необходимо правила игры сделать полностью идентичными. Надо унифицировать сроки окончания школы, проведения испытаний и организационную форму самих вступительных испытаний, выработать единые требования к абитуриентам, привести в соответствие образовательные программы. Попытаться из нормативных документов убрать слова «в соответствии с национальным законодательством». Тогда и цифры о количестве российских студентов в белорусских вузах, а белорусских – в российских могли бы быть значительно большими. Мы должны понимать, что дело даже не столько в получении профессионального образования, сколько в том, что каждый россиянин, который получил образование в Беларуси, и каждый белорус с российским дипломом – это еще и потенциальный пропагандист идей Союзного государства. Ведь, возвратясь на родину, они в обязательном порядке расскажут своим близким и знакомым о стране, в которой учились, о людях, культуре, образе жизни наших народов, их традициях и ценностях. Кроме того, в данном случае не нужно бояться так называемой растраты умов, потому что интеллектуальная эмиграция в пределах Союзного государства ведет к социально-экономическому развитию и росту уровня жизни граждан.
Конечно, унифицировать полностью правила поступления в ближайшем будущем невозможно, да, наверное, и не нужно. Но ведь мы можем направить наши совместные усилия на то, чтобы российские ЕГЭ и олимпиадное движение приобрели такую же кристальную прозрачность и справедливость, как в Беларуси. Это могло бы стать основой для взаимного признания их результатов на территории всего Союзного государства, а в равенстве прав на образование был бы сделан уверенный шаг вперед. Белорусской стороне не помешало бы, в свою очередь, начать применять более демократичный способ подачи документов абитуриентами при поступлении  – не в один, а в несколько вузов, как в России. Думаю, с внедрением электронной системы подачи документов это осуществится.
Интеграционные процессы  на пространстве СНГ набирают силу. Интенсивно идет перемещение капитала, товаров, услуг и рабочей силы. В связи с этим проблема взаимного признания документов об образовании начинает приобретать новое звучание. Люди, получившие аттестат или диплом в своей стране, должны быть уверены в том, что, переехав в соседнее государство и предъявив этот документ, они наравне с его гражданами смогут претендовать на продолжение учебы на более высоком уровне или на занятие вакантной должности в соответствии с полученной специальностью. В связи с этим нам необходимо обращать внимание на следующее обстоятельство. Россия и Казахстан находятся в Болонском процессе, Беларусь пока нет. Но кто мешает нам уже сейчас приводить в соответствие содержание ступеней образования, вводить кредитные зачеты для студентов, которые обучаются в высших учебных заведениях, гармонизировать сроки подготовки специалистов, решать все остальные вопросы, которые относятся к Болонскому процессу?  Эти шаги могли бы привести не только к более высокой степени взаимного признания документов об образовании, но и к повышению мобильности студенческой молодежи. Потому что в этом  случае у российских студентов появилась бы возможность после года обучения у себя на родине просто переводиться в наши вузы для дальнейшего обучения, равно как и у наших – в вузы России, а не проходить повторную сдачу вступительных испытаний. И еще, находясь в Болонском процессе, Казахстан полностью, а Россия частично в послевузовском образовании перешли на систему РhD. Поэтому без введения у нас такой же подготовки либо создания прозрачных механизмов их соответствия есть опасение, что интерес к белорусскому послевузовскому образованию со стороны граждан этих государств постепенно будет теряться.
Вопросы формирования единого образовательного пространства между Беларусью и Россией никогда не будут сниматься с повестки дня, и мы их обсуждаем буквально на каждом заседании профильной комиссии Парламентского Собрания если не официально, то в кулуарах. И приходим к выводу, что в условиях глобализации экономики выход на международный  рынок образовательных услуг в качестве полноправного и мощного конкурента является для наших систем образования важнейшим направлением.
Хочу обратить внимание еще на один, не менее важный момент. Он касается гармонизации действий во всех сферах жизни Союзного государства и других интеграционных объединений. На каждом форуме или заседании, брифинге, «круглом столе» участниками, заинтересованными в ускорении интеграционных процессов, предлагается достаточно обширный перечень способов и форм построения как общего образовательного, так и других общих (экономического, оборонного, таможенного и др.) пространств, но в лучшем случае воплощаются в реальность единичные предложения. Поэтому основная наша задача на перспективу – это обобщение предложений после каждого такого мероприятия, постановка их профильным министерствам и требование отчетности перед аппаратом Союзного государства и депутатами Парламентского Собрания. В будущем следовало бы подумать и о возможности разработки соответствующих законов Союзного государства, которые были бы наднациональными и имели не рекомендательный, а обязательный к исполнению характер. Уверен, что все это способствовало бы интеграции как систем образования, так и наших государств в целом.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также