Чему научит современная школа
Развитие интеграционных процессов в сфере образования на сегодня является одним из приоритетных направлений сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. От успешности проведения мероприятий в этой области во многом зависит сохранение единого образовательного пространства Союзного государства.
Первая, но крайне важная ступень в образовательном процессе – конечно же, школа. У российской и белорусской школы – общая история и нынешние проблемы во многом тоже общие. Каковы пути их решения и каковы перспективы? Об этом мы попросили рассказать директоров школ Москвы и Минска. Наши собеседники – больше, чем просто педагоги. Они умеют особенно тонко чувствовать натуру каждого ребенка, искать подход к каждому и помогать искать свой путь в этой жизни. А еще у них есть свой рецепт, как в условиях нынешней школы воспитать гармоничную личность. Об этом рассуждают директоры школ Беларуси и России.
Первая, но крайне важная ступень в образовательном процессе – конечно же, школа. У российской и белорусской школы – общая история и нынешние проблемы во многом тоже общие. Каковы пути их решения и каковы перспективы? Об этом мы попросили рассказать директоров школ Москвы и Минска. Наши собеседники – больше, чем просто педагоги. Они умеют особенно тонко чувствовать натуру каждого ребенка, искать подход к каждому и помогать искать свой путь в этой жизни. А еще у них есть свой рецепт, как в условиях нынешней школы воспитать гармоничную личность. Об этом рассуждают директоры школ Беларуси и России.
Пшиков Виктор Васильевич -
Директор гимназии №29 (создана на базе средней школы №51, открытой в 1954 году) города Минска. Учитель географии. Имеет второе высшее образование – экономическое. Награжден Премией председателя Минского горисполкома.
Пискарева Галина Викторовна -
Директор школы №2005 города Москвы. Учитель биологии. Удостоена звания «Почетный работник народного образования». Награждена медалью «В память 850-летия Москвы». Депутат муниципального собрания района Куркино.
– Что такое современная школа?
Виктор ПШИКОВ: «Не только научить, но и воспитать…»
– Современная школа – это очень динамично развивающийся организм. За последние годы серьезно изменились функции школы: сейчас она чаще всего решает те задачи, которые должны решать родители. Я признаю этот факт не без сожаления… Но нам, педагогам, необходимо принять это как есть и сделать все, что от нас требуется сегодня, а значит, в какой-то мере взять на себя роль воспитателей, не только давать детям знания, но и заниматься их социализацией. Если в школе существуют хорошие традиции, работают достойные педагоги, которые не только дают знания, но и своим примером могут повлиять на ребенка, то я думаю, что сегодня она справится с этими задачами.
Галина ПИСКАРЕВА: «Постоянно совершенствоваться»
– Сегодня образовательный процесс очень тесно связан с воспитательным. И любой работник образования должен помнить о том, что воспитание ребенка, воспитание гражданина, который достоин жить в современном обществе, можно и нужно осуществлять через образовательный процесс, а также через всякую деятельность, которая организована в школе. Сегодня школа стоит на пороге больших перемен. Надо только быть к этому готовыми. В первую очередь учителям. Нужна психологическая перестройка учителя. Нужно предоставлять возможность педагогам постоянно повышать квалификацию.
– Какие наиболее существенные трудности испытывают школы сегодня?
Виктор ПШИКОВ: «Избавьтесь от старых схем»
– Проблемы у белорусских и российских школ сегодня одинаковы. Хочется иметь хорошие учебники. Мы сталкиваемся с тем, что в процессе самостоятельного развития нашего государства, на протяжении многих лет они перерабатываются, переделываются, но с каждым годом качество учебников становится лучше. Другая проблема – финансирование системы образования. Хочется иметь больше средств. Особенно это касается молодых педагогов. Хочется верить, что если эта проблема будет решаться, то и педагоги будут оставаться в школах. Сегодня школа сильно страдает от бюрократизации системы образования. Привычка работать по старым схемам, приказам, указам, распоряжениям сильно тормозит ее развитие. Когда зачастую во главу угла ставятся какие-то формальные вещи, а проблемы учителя и ученика уходят на второй план, ни о какой положительной динамике не может быть и речи.
Галина ПИСКАРЕВА: «Учеба не должна быть в ущерб здоровью»
– Помимо известных проблем, связанных с нехваткой качественных кадров, есть еще одна немаловажная проблема, с которой мы в нашей школе решили бороться в первую очередь. Сегодняшняя статистика по потере детьми здоровья, конечно, приводит в ужас нас всех. Это и ослабленное зрение, и нарушения осанки, и заболевания опорно-двигательной системы, дыхательных путей и др. И поэтому, зная все проблемы школьников, когда дети при неправильном подходе и неправильной организации учебного процесса теряют здоровье, мы считаем, что работать над сохранением здоровья, внедрением соответствующих технологий, которые позволяют ребенку получать образование с наименьшими потерями, – задача каждой школы.
– В чем особенность вашего подхода к образовательному процессу? Какие новые идеи предлагает ваша школа?
Виктор ПШИКОВ: «Каждому – по способностям…»
– Сейчас очень важно учитывать интенсивность информатизации общества. В связи с этим необходимо создавать и разрабатывать новые формы обучения, базирующиеся на новейших информационных и электронных технологиях. В первую очередь это касается совершенствования форм дистанционного обучения, заочной и индивидуальных форм. Дети по-разному развиваются и обучаются, у каждого свой тип мышления и психологические особенности. И это важно учесть для того, чтобы к каждому найти свой подход. Кто-то схватывает материал быстрее, кому-то нужно помочь...
Мы учитываем и всегда учитывали тот факт, что у нас разные дети, и с учетом этого строили весь образовательный процесс в школе. Мы начинали как обычная школа, но потом сделали акцент на многопрофильности. Предлагали детям углубленное изучение математики, физики, но всегда учитывали в первую очередь их интересы. Мы создали несколько классов, ориентированных на те или иные предметы. Если мы что-то предлагаем детям в нашей школе, то сначала изучаем интересы, спрос, если можно так выразиться. Лишь после этого пытаемся реализовать наши задумки на уровне факультативов, индивидуальных занятий.
Наши ученики постоянно принимают участие во всевозможных олимпиадах, и стоит отметить, что мы – частые победители по самым разным предметам. Каждый ребенок участвует в каких-то мероприятиях, а это значит, что каждого ребенка нужно было заинтересовать, к чему-то привлечь. У нас даже есть такая программа, как индивидуальная подготовка детей к олимпиаде. Мы разрабатываем различные формы индивидуальных программ.
Галина ПИСКАРЕВА: «Здоровье – превыше всего»
– Наша школа имеет особый статус – школа здоровья. У нас более пристальное внимание уделяется сохранению здоровья. Мы исследовали эту проблему на научном уровне и сейчас работаем в соответствии с образовательной программой «Школа здоровья», в которой прописаны все участники образовательного процесса, которые входят в реализацию этой программы. Сюда входит основной образовательный процесс, внеклассная деятельность и дополнительное образование, начиная с детского сада и до старших классов школы. Она включает аспекты здоровья. Главная цель – воспитание культуры здоровья. Мы проводим методические мероприятия среди учителей – как учить детей, как построить урок учителю, чтобы ребенок сохранил энергию, чтобы во время процесса он не потерял здоровье, зрение, какие делать зарядки, как чередовать какие-то виды деятельности. Также мы организуем различные подпрограммы, которые позволяют пропагандировать здоровый образ жизни, участие в конкурсах. Работа очень большая и пронизывает все направления школьного уклада жизни. Очевидно одно: если воспитывать культуру, потребность в здоровом образе жизни, то главная цель программы здоровья будет достигнута.
Уже в начальных классах мы начинаем говорить с детьми о том, что такое организм, как слушать себя, знать себя. Надо начать с того, чтобы ребенок знал себя, чтобы любил себя. Чтобы потом, когда он взрослеет, это стало бы для него принципом – сохранять, уважать, любить самого себя, слушать и слышать свой организм. И тогда я думаю, что мы выпустим по-настоящему взрослых людей.
Здоровый человек – это здоровый не по принуждению. Мы привлекаем все службы для работы над реализацией этой программы. Конечно, у нас есть и база, потому что в составляющей программы здоровья есть физкультурный компонент. Поэтому мы уделяем большое внимание физкультуре. Не спорту, хотя профессиональные спортсмены тоже выходят из стен школы, а именно физической культуре. На уроке воспитываются прикладные навыки и волевые качества.
В нашей работе мы активно задействуем лечебно-профилактическое направление. Поэтому у нас есть и медицинские кабинеты: сенсорный, фитоаэроионизации, физиотерапии. Есть сотрудники, которые занимаются адаптивной физкультурой. Ведь мы принимаем детей и с инвалидностью, и со специальными медицинскими группами. Для них мы проводим либо ЛФК, либо занятия на базе физкультурных диспансеров. Наша цель – хотя бы сохранить то, что есть. И конечно, ведется большая просветительская работа. Это массовые мероприятия: дни здоровья, недели здоровья…
Понятно, что выделять школы здоровья отдельно не совсем обоснованно, так как любая школа должна стремиться к тому, чтобы быть школой здоровья. Я думаю, пройдет не так много времени, когда девиз «школа здоровья» станет реальным для каждой школы.
– Как в условиях современной школы воспитать гармоничную личность?
Виктор ПШИКОВ: «Быть самостоятельным»
– Для педагога важно понять и ответить себе на вопрос: каким я хочу видеть ребенка? Я это четко представляю. И это не только теоретические изыскания, но и практические. Я хочу, чтобы ребенок был грамотным, культурным, красивым и, естественно, умным. Немаловажно для меня, чтобы он умел сам работать и сам прокладывал себе дорогу в жизни. И чтобы в итоге он вышел из школы подготовленным к жизни. Это не значит, что нужно идти по головам, я против этого. Не нужно расталкивать локтями окружающих. Но нужно идти уверенно. Если мы в школе заложили основу по тем или иным дисциплинам, если мы донесли до детей понятие того, как нужно жить, то я уверен, что чаще всего этот «рецепт» работает.
Приятно, что многие из наших выпускников после окончания школы возвращаются и работают с нами. В прошлом году к нам пришли работать 29 наших выпускников. Значит, им интересно в школе и они ценят полученные знания, которые мы сумели им привить. И они пришли отдавать свои знания детям, которые младше их всего лишь на несколько лет. Они преподают математику, физику, информатику, астрономию и ряд других предметов. Почему это так получилось? Потому что им это было интересно. Они сумели себя реализовать. И сейчас им хочется по-новому эти знания отдавать детям.
Галина ПИСКАРЕВА: «Гармония – это успех»
– Гармоничной личность будет тогда, когда ребенок успешен. А когда он успешен – он счастлив. А когда счастлив – гармоничен. Следовательно, нужно воспитывать в школьнике определенные качества. Надо прививать ему понимание того, что необходимо быть добрым, отзывчивым, порядочным, честным, трудолюбивым. Любить свою семью, помнить о родителях, уважать старших. Это те законы, которые передаются поколениями, которые заложены в сознании нашего народа религией, национальной культурой. Как показывает мой жизненный опыт, нужно уметь любить жизнь, любить окружающих, ценить то, что тебе дано, – тогда ты будешь счастлив. А когда ты счастлив – у тебя все получится.
И конечно же, дети должны с младших классов уметь говорить. Не просто произносить, а уметь объяснить, отстоять, обосновать, аргументировать. Я постоянно повторяю своим ученикам: говорите, будьте дипломатами. Слово – великий инструмент, который позволяет решить многие проблемы между людьми. Так давайте научимся обращаться с ним правильно, грамотно. Мы – люди, мы – разумные и должны общаться.
А взрослые должны понимать, что своим личным примером мы заменяем 90 процентов от процесса воспитания. И я говорю об этом родителям, многие из которых уже сами годятся мне в дети. Вот и весь «рецепт».