Нежные и надежные руки политиков
Татьяна Николаевна Москалькова, генерал-майор милиции, дважды доктор – юридических и философских – наук, несколько лет активно работала в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. На последних парламентских выборах она снова избрана в Госдуму и сегодня работает по интеграционной тематике заместителем председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. Ее профессиональный и политический опыт бесценен – более 20 лет служила в органах внутренних дел, прошла путь от рядового референта до первого заместителя Правового департамента МВД. Выступала в качестве представителя России в Совете Европы и ОБСЕ. Награждена орденом Почета, именным огнестрельным оружием, орденом Святой Равноапостольной Ольги, врученным Патриархом Московским и всея Руси, а также многими ведомственными наградами.
Когда судьба интеграции в таких надежных руках – в успехе можно не сомневаться.
Когда судьба интеграции в таких надежных руках – в успехе можно не сомневаться.
– Татьяна Николаевна, мы вас поздравляем с переизбранием в Госдуму 6-го созыва и надеемся, что вы вернетесь и в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
– Я свое желание обозначила, а дальше порядок решения таков: партия выдвигает кандидатуры в соответствии с квотой, и уже на пленарном заседании утверждаются представители от фракции. Я думаю, что здесь не будет сбоев, накопленный опыт хотелось бы использовать в дальнейшей работе и родолжить начатое вместе с вами дело. Я со своей стороны хочу поблагодарить журналистов газеты «Союзное вече» за очень конструктивную работу по продвижению всех главных проектов Парламентского Собрания и Союзного государства в целом и пожелать дальнейших успехов.
– Почему вам интересна союзная тематика? Ведь сейчас идет речь о создании Еразийского союза и Союзное государство, возможно, отойдет на второй план?
– Союзное государство – более широкая интеграционная структура, чем Таможенный союз и выросшее на его основе Единое экономическое пространство, которое де-юре создано семнадцатью соглашениями, вступившими в действие с 1 января этого года. Но это чисто экономическая тема, которая предполагает ряд экономических свобод: свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А СГ – такая интеграционная структура, которая предполагает военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области борьбы с преступностью, взаимодействие в сфере МЧС и экологической безопасности, в социальной сфере, это, наконец, культурное сотрудничество с его знаменитым фестивалем «Славянский базар в Витебске» или программами по военно-патриотическому воспитанию. И сегодня эти две интеграционные системы развиваются параллельно. Надеюсь, что они когда-то сойдутся и мы получим уже принципиально новую интеграционную систему с едиными органами, наделенными властными полномочиями. Это прообраз, если хотите, единого государства.
– Единый Евразийский союз?
– Совершенно верно. Сейчас уже функционирует Единая экономическая комиссия во главе с Виктором Христенко. Работают органы Союзного государства, в частности Постоянный Комитет во главе с Григорием Рапотой. Они осваивают разные сферы интеграции и взаимодополняют друг друга. Хотелось бы, чтобы потом и на базе ОДКБ, в формате которой идет сближение по военному и военно-техническому направлениям, мы бы вышли на наднациональные органы в области военного сотрудничества, подготовки военных кадров, в области противодействия незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, транснациональной преступности.
– Вы сказали, что функционирует Евразийская экономическая комиссия, но ведь в российском законодательстве ее полномочия пока не прописаны?
– Пока мы пользуемся теми семнадцатью соглашениями, которые определили статус комиссии, порядок ее формирования, структуру, социальные льготы тех, кто приходит туда работать. Это достаточно хорошо проработанные международные договоры, хотя это не освобождает нас от необходимости гармонично имплементировать международные нормы в законодательство России, Беларуси и Казахстана.
– А что еще в числе приоритетов депутатов Госдумы нового созыва?
– Сегодня создание ЕЭП и работа Евразийской комиссии являются для нас действительно приоритетными задачами, но кроме многосторонних связей мы имеем в виду и работу над двусторонними отношениями. Сегодня самая высокая и глубокая интеграция – это интеграция Беларуси и России. Именно эти страны создали на базе договорной основы Союз, назвали его Союзным государством, претендуя на особый титул государственности. Но нас также интересуют и другие двусторонние отношения. И с Казахстаном, и с другими азиатскими государствами: Киргизией, Туркменией, Таджикистаном, Азербайджаном и Арменией. Нас не могут не интересовать вопросы замороженных конфликтов, которые, безусловно, тревожат всех на постсоветском пространстве. Мы намерены рассматривать вопросы военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ – принципиально новой структуры, которая успешно развивается на постсоветском пространстве.
– Как было заявлено, депутатами проделана большая работа над поправками в Устав ОДКБ. А чего касаются эти поправки? Не связаны ли они с событиями в Киргизии? По поводу чего, кстати, существуют две противоположные точки зрения: одни считают, что ОДКБ должна каким-то образом участвовать в разрешении подобных конфликтов, а другие настаивают на невмешательстве, «нейтралитете» организации.
– Вы абсолютно правы, это одна из наиболее острых дискуссий. События в Киргизии 2010 года были предметом рассмотрения на самом высоком уровне – и правительственном, и экспертном. Надо сказать, что коллективные силы оперативного реагирования – это как раз та сила, которая может прийти на помощь в случае кризисной ситуации. Эти события подтолкнули процесс доработки Устава. Тогда Президент Киргизии Роза Отунбаева обратилась с просьбой в ОДКБ оказать помощь миротворческими силами. Но такая помощь не могла быть оказана в рамках тех нормативных актов, которые сегодня есть. Мы исходим из того, что если государство изъявляет желание привлечь ОДКБ с его инструментарием к разрешению межнационального конфликта, разрешению ситуации социальной напряженности, такая помощь может быть оказана при условии, что все государства будут согласны с тем, чтобы эти меры применялись в отношении того или иного государства.
– В этом году отмечается
20-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летие создания ОДКБ. Депутаты намерены регулярно заслушивать вопросы, связанные с деятельностью этой организации. Какова повестка дня?
– Работа ОДКБ настолько многопланова, что, я думаю, нужно не один раз встретиться, чтобы рассмотреть отдельные направления деятельности. Как минимум, две компоненты: военное сотрудничество и сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с нелегальной миграцией, с незаконным оборотом наркотиков, с торговлей людьми. Впервые благодаря нашим поправкам определяются статус и полномочия Парламентской ассамблеи ОДКБ, которая является площадкой для выработки политических решений, для принятия нормативных актов, решений рекомендательного характера.
– Сейчас ОДКБ пытается найти свою нишу в измерении ОБСЕ. Что нужно сделать, чтобы нас уважали и с нами считались? Насколько важно участие наших структур в работе международных организаций?
– Это чрезвычайно важно и для России, и для Беларуси особенно. Удастся ли нам заставить себя уважать и этой организации тоже? Я думаю, что очень много зависит от консолидированных решений тех или иных вопросов внутри ОДКБ и уважения всех участников организации друг к другу. Мы знаем о ситуациях, связанных с белорусским вопросом, с югоосетинским и абхазским вопросами. Не всегда удавалось достигнуть какого-то единого подхода в решении той или иной проблемы. Но парламентское измерение – это как раз тот формат, который позволяет с помощью иных инструментов, не связанных с исполнительной подчиненностью, с исполнительной властью, путем консенсуса, путем обсуждения проблем выработать то или иное решение. Но если оно выработано, то мы должны действовать консолидированно и уважительно друг к другу.
– Можно ли не допустить изоляции наших стран от решения региональных и общемировых проблем?
– Чем сильнее мы будем в своем сообществе и чем более глубокой будет интеграция, тем больше уважения будет к нам и на площадке международного сообщества. Я думаю, что этот процесс длительный и требует кропотливой работы, на которую мы настроены.
Беседовала
Татьяна КОНДРАТОВИЧ