Жил-был Кентавренок…
Красавица с томными глазами – Наталья Гончарова. Иешуа с огромными и печальными глазами, в которых запечатлена вся скорбь за грехи человечества. И бледные, худые лица матерей, оставшихся среди сожженных войной деревень. Школьница Надя Рушева умела прочувствовать настроение и характер своих героев, проникнуть в их внутренний мир и смелой, уверенной линией запечатлеть его на бумаге. В этом году ей исполнилось бы 60.
У поэта и музыканта Виктора Цоя есть очень мудрые строчки: «Мы – рано созревшие фрукты, а значит, нас рано съедят». Эти слова можно отнести ко многим рано ушедшим талантам, которые в свои юные годы смогли понять и отразить жизнь тоньше и глубже многих взрослых. Но по воле рока их звезда сгорела слишком быстро. Так сложилась и судьба юной Нади Рушевой. Будущая художница родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. В семье русского художника Николая Константиновича Рушева и первой тувинской балерины Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. При рождении ей было дано имя Найдан, но друзья и близкие звали ее простым русским – Надя.
Рисованию девочку никто не учил – она потянулась к карандашу сама. В 5-летнем возрасте, пока отец читал ей «Сказку о Царе Салтане», Надя набросала 36 иллюстраций к книге. В нескольких изогнутых линиях черным по белому она могла передать самые сложные переплетения чувств и настроений. Пара взмахов – и образ готов. «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности», – говорил о ней Ираклий Андроников.
Первая выставка Надиных рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года. Тогда Надя училась в 5-м классе. После этого ее работы стали регулярно появляться на страницах «Юности». Девочке прочили будущее книжного графика, а она мечтала стать художником-мультипликатором. В последующие пять лет о Наде узнали за пределами СССР – в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Ее рисунки нередко сравнивали с творениями юного лицеиста Пушкина на полях ученических тетрадей. И именно это дало повод издателям произведений Пушкина обратиться к Наде с просьбой о создании иллюстраций. Надина «Пушкиниана» включила в себя не только иллюстрации к произведениям, но и иллюстрации к жизни самого поэта, серию портретов его друзей и близких. Легкие и изящные, прекрасные в своей простоте линии смогли передать облик прекрасной женщины, навсегда пленившей искушенного 30-летнего поэта. Эти же линии слились в размашистые вихры молодого лицеиста, который замер с пером в руке.
Затем были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Говорят, когда вдова Булгакова Елена Сергеевна, которая послужила прототипом Маргариты, увидела рисунок Нади, она была поражена портретным сходством. Юная художница никогда не встречалась с Булгаковой, но свою Маргариту написала словно с натуры. Надя даже создала несколько эскизов к балету «Анна Каренина», и после смерти юной художницы этот балет был действительно поставлен. Роль Карениной исполнила Майя Плисецкая. «Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? – удивлялся пораженный ее талантом академик Дмитрий Лихачев. – Это загадка, которая никогда не будет разгадана».
Помимо известных литературных и исторических образов Надя создавала свои собственные – животных, людей, сказочные и мифические персонажи. «Как ты придумываешь их?» – удивлялись взрослые. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – отвечала девочка.
Творчество стало формой жизни – она рисовала везде. Не могла выйти из дома без блокнотика и карандаша. Если их не было – рисовала веткой на снегу или песке. В 1969 году на «Ленфильме» начались съемки документального фильма «Тебя, как первую любовь…», посвященного «Пушкиниане» в творчестве Нади Рушевой. Но завершить фильм не удалось. Собираясь утром 6 марта в школу, девочка потеряла сознание и после умерла в больнице. Причиной была врожденная аневризма сосуда головного мозга. 17-летняя Надя была похоронена в Москве на Покровском кладбище, там же, где потом похоронили и ее отца. На могиле художницы был поставлен памятник с ее рисунком – Кентавренком. Добрый, со светлыми умными глазами, с удивленным взглядом, он чем-то похож на свою создательницу.
Позже Кентавренок стал символом Международного кинофестиваля «Послание к Человеку», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.
В переводе с монгольского Найдан – «вечно живущая». На Кавказе есть перевал Нади Рушевой. Ее имя носит малая планета и московский Центр образования №1466, где создан музей Нади Рушевой. А главное – это ее огромное художественное наследие – 12 тысяч рисунков. В них будет вечно жить юная художница.
Татьяна КУТАРЕНКОВА