Престиж образования
В нынешнем году впервые за последнее время в некоторых вузах Беларуси оказались незаполненными не только платные, но и бюджетные места. В первую очередь это коснулось некоторых педагогических вузов. Почему такое случилось? Это падение имиджа вуза, невостребованность специалистов определенного профиля или непопулярность профессии? Наш корреспондент беседует об этом с заведующим кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета, доктором исторических наук, профессором, председателем Белорусской ассоциации политических наук, членом-корреспондентом НАН Беларуси Владимиром БОБКОВЫМ.
– Владимир Андреевич, вы многие годы заведовали кафедрой в Белорусском государственном экономическом университете, работали директором научно-исследовательского института, заведующим отделом в академическом институте, теперь снова возглавляете большую вузовскую кафедру. Богатейший опыт преподавательской и научной работы позволяет вам объективно и проницательно поставить диагноз ситуации с недобором студентов некоторыми вузами. К мировому финансово-экономическому кризису добавился кризис высшего образования?
– Такого кризиса нет ни у нас в стране, ни в мире. Американский ученый Тоффлер написал интересную книгу под названием «Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века». Сравнивая знания с насилием и богатством, он приходит к выводу о превосходстве знаний, об их возрастающей силе и роли в современном обществе. Вступление наиболее развитых стран в этап информационного общества еще более усиливает эту тенденцию.
Что же касается причин названной вами ситуации, то причин несколько, но две, на мой взгляд, главные. Первая – упавший имидж некоторых вузов. Вторая – положение в обществе и престиж в общественном сознании специалистов некоторых профессий. Учителя в первую очередь. Несмотря на то что за последние годы многое сделано, зарплата преподавателя остается одной из самых скромных. Особенно незавидна доля учителя в деревне: зарплата небольшая, социальный статус низкий, работы в школе уйма, а тут еще надо выкроить время на домашнее хозяйство. Без него сельскому учителю, увы, не обойтись. Конечно, хорошо, когда в современных агрогородках предоставляют учителю квартиру или дом. Но в целом суровая правда жизни учителя не влечет ребят в педвузы.
– А когда вы учились, статус учителя был выше?
– Намного! Я учился в сельской школе в Жлобинском районе Гомельской области, выпуск 1956 года. Русскую литературу и язык вел безгранично влюбленный в свое дело Владимир Титович Корольков. Сейчас он пенсионер, живет в Молодечно и пишет хорошие стихи. Историю преподавали Александр Степанович Кецко и Людмила Александровна Винникова. Кстати, она живет в своей родной деревне Старая Рудня, что в семи километрах от Пиревич. Но, замечу, основной учительский костяк в школе составляли все же мужчины.
Почему? Будучи учениками, мы не задумывались об этом. Однако со временем стало очевидным, что сельские сорвиголовы слушались учителей-мужчин куда лучше и подчинялись охотнее, нежели учительницам. Не могли мы также не замечать, как к нашим учителям приходит посоветоваться даже самый главный и всесильный в деревне человек – председатель колхоза. Мы ежедневно видели и искреннее уважение к учителю со стороны своих родителей, соседей. Конечно, статус учителя укрепляла и неплохая по меркам того послевоенного времени зарплата.
Отсюда вывод: поднять престиж, социальный статус учителя – это первостепенная задача и государства, и общества. Не менее важно поднимать престиж инженерных и педагогико-инженерных профессий. Мир вступает в эпоху информационного общества, наша страна выдвинула для решения в текущей пятилетке грандиозные задачи инновационного характера. Разве можно их решить без высокого престижа инженера и его хорошей подготовки?
И вот тут-то встает второй вопрос – об имидже самого вуза, о его привлекательном образе и профессионализме, который складывается из профессиональных знаний и умений его кадров – от профессора до лаборанта, а также управляющего звена – от ректора до заведующего кафедрой, лабораторией. Конечно, привлекательный образ можно слепить стараниями имиджмейкеров, но если он окажется дутым – и студенты, и их родители все равно распрощаются с таким учебным заведением. За примерами далеко ходить не надо. У нас в республике за последние годы отсеялось несколько частных вузов, которые красиво пиарили себя, а на деле подготовку специалистов вели никудышным образом.
Поэтому имидж вуза – это в первую очередь его кадры. Скажем, в БНТУ ректор – академик НАН Беларуси, первый проректор – член-корреспондент НАН Беларуси. Оба они – доктора технических наук, профессоры. Кроме меня кафедрами и лабораториями руководят еще шесть академиков и членов-корреспондентов. Всего же в нашем университете работают десять академиков и членов-корреспондентов. Фактически почти всеми ведущими кафедрами заведуют доктора наук. Всего в БНТУ трудятся 170 докторов наук, профессоров, 680 кандидатов наук, доцентов.
– Как выражались классики, такие кадры действительно золотой запас…
– По крайней мере, это самый весомый аргумент в пользу высокого имиджа вуза. Когда к нам приходят абитуриенты и узнают, кто их будет учить, они, конечно, выбирают БНТУ. В этом году от двух до четырех абитуриентов на одно место претендовали на такие специальности, как архитектура и архитектурный дизайн; оптико-электронные и лазерные приборы и системы; автосервис; торговое оборудование и технологии; упаковочное производство; интеллектуальные приборы, машины и производство и другие.
Отличный студент – отличный выпускник – отличный специалист – это тоже не в малой степени работает на имидж вуза. Вот вам свежий пример. Совсем недавно вернулись с практики студенты-пятикурсники строительного факультета нашего университета. Спрашиваю ребят, какие у них перспективы с предстоящим распределением на работу. Отвечают, что некоторые из них уже работают в Минске, все остальные тоже определились с работой, поэтому само распределение будет лишь формальным актом. А один из студентов не без гордости заметил: «Да мы все нарасхват, потому что из Политеха!» И, думаю, этим все сказано. Ответ в значительной мере отражает громадную работу не только специальных, но и гуманитарных кафедр.
– Кстати, Владимир Андреевич, вы затронули интереснейший вопрос – о роли и месте кафедр гуманитарного профиля в техническом вузе, об их имидже.
– Задача вуза – подготовить не только профессионально способного инженера или менеджера, но и всесторонне развитого человека. В БНТУ наряду с нашей работают кафедры философских учений, отечественной и мировой истории, экономических теорий, экономики и права, менеджмента и другие. То есть мы стремимся, чтобы наш «технарь» был в то же время образованным человеком, с широким кругозором.
Например, подготовлен хороший специалист, а выдвинули его руководителем – и не умеет он организовать дело, не складываются отношения с людьми. И это в первую очередь недоработка вузовских гуманитариев: недоучили. Однако у БНТУ есть все основания гордиться своими выпускниками. Среди них – лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов, первый заместитель премьер-министра страны Владимир Ильич Семашко, председатель Миноблисполкома Борис Васильевич Батура, пять послов Республики Беларусь в иностранных государствах, министры… Можно продолжить и именами иностранных граждан, получивших образование у нас. Диплом БНТУ сегодня признается на территории всех стран СНГ, Европы, Индии, Китая, Вьетнама, Латинской Америки, многих арабских государств. Признается потому, что в нем полновесный набор по международным меркам не только специальных предметов, но и гуманитарных дисциплин.
– Тем не менее не секрет, что сегодня преподаватели гуманитарных дисциплин обеспокоены слухами о том, что в связи с заявленным сокращением сроков обучения в вузах пострадают в первую очередь гуманитарные кафедры.
– Действительно, в вузовских коридорах такие слухи ходят. Но не думаю, что это произойдет. Во-первых, это будет означать образовательное, идейное и моральное обкрадывание студентов. Во-вторых, опустит как минимум на ступень качественное насыщение учебного процесса. И, в-третьих, пострадает сам имидж высшего образования.
К слову, зарубежные коллеги не перестают говорить лестные слова о нашей системе образования, сохранившей все лучшее от советской высшей школы.
– То есть вы консервативны по отношению к реформе образования…
– Любая реформа приносит плоды только в том случае, если она проводится не просто ради реформы. Бесспорно, в современных вузах надо бы укрепить исследовательскую работу. Вся мировая практика, включая достижения Нобелевских лауреатов, убедительно демонстрирует: вуз крепко стоит на ногах лишь в том случае, если в нем учебный процесс не просто тесно связан с научными исследованиями по основным дисциплинам, но и постоянно питается их результатами. И руководство БНТУ требует, чтобы все кафедры и лаборатории объединили учебный процесс и научную работу. И это еще одно важное слагаемое имиджа. Добрый пример в этом плане показывают и многие известные российские вузы, например МГУ, МГИМО…
Беседовала
Мария АКУЛИК