САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Престиж образования

В нынешнем году впервые за последнее время в некоторых вузах Беларуси оказались незаполненными не только платные, но и бюджетные места. В первую очередь это коснулось некоторых педагогических вузов. Почему такое случилось? Это падение имиджа вуза, невостребованность специалистов определенного профиля или непопулярность профессии? Наш корреспондент беседует об этом с заведующим кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета, доктором исторических наук, профессором, председателем Белорусской ассоциации политических наук, членом-корреспондентом НАН Беларуси Владимиром БОБКОВЫМ.

В нынешнем году впервые за последнее время в некоторых вузах Беларуси оказались незаполненными не только платные, но и бюджетные места. В первую очередь это коснулось некоторых педагогических вузов. Почему такое случилось? Это падение имиджа вуза, невостребованность специалистов определенного профиля или непопулярность профессии? Наш корреспондент беседует об этом с заведующим кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета, доктором исторических наук, профессором, председателем Белорусской ассоциации политических наук, членом-корреспондентом НАН Беларуси Владимиром БОБКОВЫМ.

– Владимир Андреевич, вы многие годы заведовали кафедрой в Белорусском государственном экономическом университете, работали директором научно-исследовательского института, заведующим отделом в академическом институте, теперь снова возглавляете большую вузовскую кафедру. Богатейший опыт преподавательской и научной работы позволяет вам объективно и проницательно поставить диагноз ситуации с недобором студентов некоторыми вузами. К мировому финансово-экономическому кризису добавился кризис высшего образования?
– Такого кризиса нет ни у нас в стране, ни в мире. Американский ученый Тоффлер написал интересную книгу под названием «Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века». Сравнивая знания с насилием и богатством, он приходит к выводу о превосходстве знаний, об их возрастающей силе и роли в современном обществе. Вступление наиболее развитых стран в этап информационного общества еще более усиливает эту тенденцию.
Что же касается причин названной вами ситуации, то причин несколько, но две, на мой взгляд, главные. Первая – упавший имидж некоторых вузов. Вторая – положение в обществе и престиж в общественном сознании специалистов некоторых профессий. Учителя в первую очередь. Несмотря на то что за последние годы многое сделано, зарплата преподавателя остается одной из самых скромных. Особенно незавидна доля учителя в деревне: зарплата небольшая, социальный статус низкий, работы в школе уйма, а тут еще надо выкроить время на домашнее хозяйство. Без него сельскому учителю, увы, не обойтись. Конечно, хорошо, когда в современных агрогородках предоставляют учителю квартиру или дом. Но в целом суровая правда жизни учителя не влечет ребят в педвузы.
– А когда вы учились, статус учителя был выше?
– Намного! Я учился в сельской школе в Жлобинском районе Гомельской области, выпуск 1956 года. Русскую литературу и язык вел безгранично влюбленный в свое дело Владимир Титович Корольков. Сейчас он пенсионер, живет в Молодечно и пишет хорошие стихи. Историю преподавали Александр Степанович Кецко и Людмила Александровна Винникова. Кстати, она живет в своей родной деревне Старая Рудня, что в семи километрах от Пиревич. Но, замечу, основной учительский костяк в школе составляли все же мужчины.
Почему? Будучи учениками, мы не задумывались об этом. Однако со временем стало очевидным, что сельские сорвиголовы слушались учителей-мужчин куда лучше и подчинялись охотнее, нежели учительницам. Не могли мы также не замечать, как к нашим учителям приходит посоветоваться даже самый главный и всесильный в деревне человек – председатель колхоза. Мы ежедневно видели и искреннее уважение к учителю со стороны своих родителей, соседей. Конечно, статус учителя укрепляла и неплохая по меркам того послевоенного времени зарплата.
Отсюда вывод: поднять престиж, социальный статус учителя – это первостепенная задача и государства, и общества. Не менее важно поднимать престиж инженерных и педагогико-инженерных профессий. Мир вступает в эпоху информационного общества, наша страна выдвинула для решения в текущей пятилетке грандиозные задачи инновационного характера. Разве можно их решить без высокого престижа инженера и его хорошей подготовки?
И вот тут-то встает второй вопрос – об имидже самого вуза, о его привлекательном образе и профессионализме, который складывается из профессиональных знаний и умений его кадров – от профессора до лаборанта, а также управляющего звена –  от ректора до заведующего кафедрой, лабораторией. Конечно, привлекательный образ можно слепить стараниями имиджмейкеров, но если он окажется дутым – и студенты, и их родители все равно распрощаются с таким учебным заведением. За примерами далеко ходить не надо. У нас в республике за последние годы отсеялось несколько частных вузов, которые красиво пиарили себя, а на деле подготовку специалистов вели никудышным образом.
Поэтому имидж вуза – это в первую очередь его кадры. Скажем, в БНТУ ректор – академик НАН Беларуси, первый проректор – член-корреспондент НАН Беларуси. Оба они  – доктора технических наук, профессоры. Кроме меня кафедрами и лабораториями руководят еще шесть академиков и членов-корреспондентов. Всего же в нашем университете работают десять академиков и членов-корреспондентов. Фактически почти всеми ведущими кафедрами заведуют доктора наук. Всего в БНТУ трудятся 170 докторов наук, профессоров, 680 кандидатов наук, доцентов.
– Как выражались классики, такие кадры действительно золотой запас…
– По крайней мере, это самый весомый аргумент в пользу высокого имиджа вуза. Когда к нам приходят абитуриенты и узнают, кто их будет учить, они, конечно, выбирают БНТУ. В этом году от двух до четырех абитуриентов на одно место претендовали на такие специальности, как архитектура и архитектурный дизайн; оптико-электронные и лазерные приборы и системы; автосервис; торговое оборудование и технологии; упаковочное производство; интеллектуальные приборы, машины и производство и другие.
Отличный студент – отличный выпускник – отличный специалист – это тоже не в малой степени работает на имидж вуза. Вот вам свежий пример. Совсем недавно вернулись с практики студенты-пятикурсники строительного факультета нашего университета. Спрашиваю ребят, какие у них перспективы с предстоящим распределением на работу. Отвечают, что некоторые из них уже работают в Минске, все остальные тоже определились с работой, поэтому само распределение будет лишь формальным актом. А один из студентов не без гордости заметил: «Да мы все нарасхват, потому что из Политеха!» И, думаю, этим все сказано. Ответ в значительной мере отражает громадную работу не только специальных, но и гуманитарных кафедр.
– Кстати, Владимир Андреевич, вы затронули интереснейший вопрос – о роли и месте кафедр гуманитарного профиля в техническом вузе, об их имидже.
– Задача вуза – подготовить не только профессионально способного инженера или менеджера, но и всесторонне развитого человека. В БНТУ наряду с нашей работают кафедры философских учений, отечественной и мировой истории, экономических теорий, экономики и права, менеджмента и другие. То есть мы стремимся, чтобы наш «технарь» был в то же время образованным человеком, с широким кругозором.
Например, подготовлен хороший специалист, а выдвинули его руководителем – и не умеет он организовать дело, не складываются отношения с людьми. И это в первую очередь недоработка вузовских гуманитариев: недоучили. Однако у БНТУ есть все основания гордиться своими выпускниками. Среди них – лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов, первый заместитель премьер-министра страны Владимир Ильич Семашко, председатель Миноблисполкома Борис Васильевич Батура, пять послов Республики Беларусь в иностранных государствах, министры… Можно продолжить и именами  иностранных граждан, получивших образование у нас. Диплом БНТУ сегодня признается на территории всех стран СНГ, Европы, Индии, Китая, Вьетнама, Латинской Америки, многих арабских государств. Признается потому, что в нем полновесный набор по международным меркам не только специальных предметов, но и гуманитарных дисциплин.
– Тем не менее не секрет, что сегодня преподаватели гуманитарных дисциплин обеспокоены слухами о том, что в связи с заявленным сокращением сроков обучения в вузах пострадают в первую очередь гуманитарные кафедры.
– Действительно, в вузовских коридорах такие слухи ходят. Но не думаю, что это произойдет. Во-первых, это будет означать образовательное, идейное и моральное обкрадывание студентов. Во-вторых, опустит как минимум на ступень качественное насыщение учебного процесса. И, в-третьих, пострадает сам имидж высшего образования.
К слову, зарубежные коллеги не перестают говорить лестные слова о нашей системе образования, сохранившей все лучшее от советской высшей школы.
– То есть вы консервативны по отношению к реформе образования…
– Любая реформа приносит плоды только в том случае, если она проводится не просто ради реформы. Бесспорно, в современных вузах надо бы укрепить исследовательскую работу. Вся мировая практика, включая достижения Нобелевских лауреатов, убедительно демонстрирует: вуз крепко стоит на ногах лишь в том случае, если в нем учебный процесс не просто тесно связан с научными исследованиями по основным дисциплинам, но и постоянно питается их результатами. И руководство БНТУ требует, чтобы все кафедры и лаборатории объединили учебный процесс и научную работу. И это еще одно важное слагаемое имиджа. Добрый пример в этом плане показывают и многие известные российские вузы, например МГУ, МГИМО…

Беседовала
Мария АКУЛИК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ольга Германова рассказала о гуманитарном грузе для школьников Курской области
  2. Владимир Путин обсудил с Совбезом тему контроля воздушного пространства РФ
  3. Вячеслав Володин проголосовал на выборах в Мосгордуму
  4. Минюст внёс в список иноагентов журналистку Маршенкулову* и ещё трёх человек
  5. Вячеслав Володин провёл встречу с главой Удмуртской Республики
  6. Владимир Путин поручил образовать оргкомитет Национального центра «Россия»
  7. Ставрополье нарастило экспорт в Беларусь на 60% за полгода
  8. На оперную певицу Марию Максакову* завели уголовное дело за призывы к спонсированию ВСУ
  9. Германия планирует поставить ВСУ ещё 77 танков Leopard 1A5
  10. Элла Памфилова: В 49 регионах страны работают избирательные участки
  11. Дмитрий Песков: Личность Владимира Путина – часть политической борьбы в США
  12. За время боевых действий на Курском направлении ВСУ потеряли более 10400 военнослужащих
  13. Золотовалютные резервы Беларуси за восемь месяцев выросли на 7%
  14. Белорусские военные отправились в Россию на боевые пуски ракет
  15. Александр Лукашенко: Национальный исторический музей станет визитной карточкой Беларуси

Парламентское Собрание

Иван Мельников: Российско-вьетнамские отношения сейчас на особом подъёме

Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рассказал об ожиданиях от предстоящего визита в РФ Председателя Национального собрания Вьетнама

Политика

Что произойдет, если война за Тайвань перерастет в ядерную?

Вашингтон уже вовсю готовит свой народ, что столкновение с Китаем неизбежно.

МНЕНИЯ

Почему в тылу не обучают гражданской обороне?

Олег Зинченко

Когда натовцы одобряют украинские удары своим вооружением вглубь России, ответ на этот вопрос как никогда актуален

Место силы

Вячеслав Володин

Заканчивается  обустройство истока Днепра

В случае с Дуровым парижские правоохранители опозорились по полной программе

Валерий Чумаков

Павел Дуров рассказал, почему вопросы французских следователей вызвали у него искреннее недоумение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также