САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

НАРОДНЫЙ МАРШАЛ

В последние десять лет – так вышло – местом встречи автора этих строк с друзьями в Москве неизменно выступал пятачок Манежной площади в тени памятника Жукову. Впрочем, фигура Маршала Победы верхом на коне, растаптывающем штандарты нацистской Германии, появившаяся у стен Исторического музея в 1995-м, тут же стала местом притяжения для многих: увидеть с тех пор маршала в одиночестве не удавалось ни разу. На минувшей неделе здесь было особенно многолюдно: 1 декабря четырежды Герою Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову исполнилось бы 115 лет. Чтут память полководца и в Минске. Журналист «СВ» побывал на торжественных мероприятиях, организованных в Беларуси – республике, которой будущий Маршал Советского Союза отдал почти 17 лет своей жизни.

В последние десять лет – так вышло – местом встречи автора этих строк с друзьями в Москве неизменно выступал пятачок Манежной площади в тени памятника Жукову. Впрочем, фигура Маршала Победы верхом на коне, растаптывающем штандарты нацистской Германии, появившаяся у стен Исторического музея в 1995-м, тут же стала местом притяжения для многих: увидеть с тех пор маршала в одиночестве не удавалось ни разу. На минувшей неделе здесь было особенно многолюдно: 1 декабря четырежды Герою Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову исполнилось бы 115 лет. Чтут память полководца и в Минске. Журналист «СВ» побывал на торжественных мероприятиях, организованных в Беларуси – республике, которой будущий Маршал Советского Союза отдал почти 17 лет своей жизни.

Минский путь к Победе

Побывав на военном факультете Белгосуниверситета, корреспондент «СВ» лично убедился: белорусская национальная военная школа – не просто красивое сочетание слов. Это стройная, эффективная и многогранная система подготовки, дающая на выходе армейских профессионалов. Это отражено, среди прочего, в традиционно высоком уровне профессорско-преподавательского состава факультета, созданного на базе военной кафедры БГУ, внештатным преподавателем которой в 1926-1931 годах был проходивший в то время службу в Белорусском военном округе Георгий Жуков.
Будущий маршал родился 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковка Калужской области. Первый раз в БССР прибыл в 1923 году 26-летним командиром полка, за плечами которого тем не менее уже был солидный военный опыт. В конце сентября того же года 7-я Самарская кавалерийская дивизия выступила в район Орши для участия в окружных маневрах. Маневры эти проводились после гражданской войны впервые, но прошли успешно, задача была выполнена.
В 1930-м Жуков окончил в Москве курсы по усовершенствованию высшего начсостава и был назначен командующим второй кавалерийской бригады 7-й дивизии со штабом в Минске. В белорусской столице будущий маршал жил на улице Провиантской – ныне улица Захарова, выходящая на площадь с известным всему постсоветскому пространству обелиском Победы. Это обстоятельство вдвойне символично: в белорусской освободительной операции 1944 года действия 1-го и 2-го Белорусских фронтов координировал именно Маршал Советского Союза Георгий Жуков.
В 2007 году он вновь появился в Минске и остался здесь навсегда. Бюст четырежды Героя был торжественно открыт в сквере на пересечении проспекта Жукова и улицы Железнодорожной. Спустя год сюда приехала младшая дочь прославленного полководца–  Мария Георгиевна Жукова. «Очень рада, что авторы смогли точно передать не только внешний, но и внутренний облик отца, показать его мощную силу воли и несгибаемый дух, – сказала она журналистам, впервые увидев памятник. – Мне очень приятно, что вы его не забываете». А позже призналась: «Быть дочкой маршала Жукова – величайшее счастье и гордость».

"Хайль Жуков!" у несостоявшегося Зассенштадта

Многие ветераны величайшим счастьем и гордостью считают моменты своих встреч с прославленным полководцем. Такие воспоминания – ценнейший материал истории, дополняющий образ Жукова новыми и яркими штрихами. «Как-то вечером мы в очередной раз готовились к ночному рейду, – рассказал «СВ» полковник в отставке, кавалер ордена Славы 3-й степени брестчанин Иван Терентьевич Ткачев, штурмовавший в составе 3-й ударной армии в конце 1942-го важнейший стратегический узел – город Великие Луки. – Вдруг дверь открылась, в землянку вошла группа военных. Маскировочные халаты скрывали знаки отличия. Тем не менее командир разведвзвода старшина Загоруйко шагнул вперед и доложил: «Товарищ генерал армии! Разведрота готовится к выполнению боевого задания!» Жуков улыбнулся: «Ну и разведчики, даже под маскхалатом узнали. А вот недавно побывал у саперов, так командир батальона доложил мне как полковнику».
Ветеран вспоминает: к тому времени город был полностью окружен, однако Гитлер любой ценой старался его удержать. Для поднятия морального духа своих солдат и офицеров он присвоил начальнику гарнизона Великих Лук подполковнику фон Зассу генеральское звание и наградил его Железным крестом, который тут же был доставлен самолетом и сброшен на парашюте. При этом фюрер обещал: если новоиспеченный генерал справится с поставленной задачей, город будет переименован в Зассенштадт. Однако вскоре офицер из окружения фон Засса попал в руки советских разведчиков. «Пленный был в чине майора, – цитирует Иван Ткачев записки члена Военного совета армии генерал-майора А. Литвинова. – Его предупредили, что с ним будет беседовать генерал Жуков. «Здравствуй, майор», – поздоровался Жуков. Выбросив правую руку вперед и вверх, пленный ответил: «Хайль Жуков!» «Повтори», – потребовал Жуков и вновь услышал ту же фразу. «Спросите, – попросил Жуков переводчика, – кто научил его таким словам». Оказалось, разведчики. Покачав головой, он начал допрос».
С Жуковым Ивану Терентьевичу довелось встретиться и после войны. «Это было в 1955 году на собрании актива частей Московского гарнизона, которое состоялось в Центральном доме Советской Армии, – вспоминает наш читатель. – И тут в фойе зашел министр обороны Маршал Советского Союза Жуков. Он подошел к группе офицеров в летной форме, а мы повернулись в его сторону и застыли по стойке «смирно». Перекинувшись несколькими словами с летчиками, Жуков подошел к нам. «Где воевали, гвардейцы?» – «Под Великими Луками, товарищ маршал. Фон Засса брали». Жуков внимательно посмотрел на нас: «По-моему, разведчики». Узнав, что мы все трое из той самой роты, что добыла ценного «языка» перед штурмом Великих Лук, сразу же оживился: «У меня особое отношение к разведчикам. В 1916 году я сам был разведчиком. Сколько «языков» перетаскал на своей спине – не сосчитать. За это даже «Георгия» получил».

Преданность Отечеству

Высоко оцененный и царской армией России – два Георгиевских креста, и советским государством – два редчайших ордена «Победа», четыре Золотые Звезды Героя Советского Союза, множество орденов и медалей, Маршал Победы оказался не ко двору проводникам «демократических ценностей» новейшей истории.
Собственно, изрядная настороженность по отношению к неординарному полководцу нет-нет да и проявлялась даже в годы Великой Отечественной войны. «Неизвестно, как сложилась бы история, если бы ответственность за оборону столицы Сталин не возложил на Жукова, – считает выпускник Минского суворовского военного училища Дмитрий Лобашов. – Верховный приказал опубликовать в газете «Правда» портрет Георгия Константиновича. Если бы Москву сдали, весь мир узнал бы, кто в этом виноват. Кстати, там, под Москвой, родилось выражение: «Где Жуков, там победа». Сталину оно не понравилось. 110 человек получили звание Героя Советского Союза. 36 тысяч человек получили высокие правительственные награды. В списках награжденных не было только спасителя Москвы – генерала армии Жукова. У Жукова была только медаль «За оборону Москвы».
После войны, в июне 1946-го, Сталин созвал Главный военный совет, где обвинил Жукова в преувеличении собственных заслуг и умалении заслуг других полководцев в проведении главных операций Великой Отечественной войны. «Георгия Константиновича сняли с высокого поста, вывели из состава Центрального комитета партии и отправили командовать второстепенным Одесским военным округом, а затем – командующим Уральским военным округом, где почти не было войск, – продолжал Дмитрий Лобашов. – В 1957 году, когда Жуков вернулся из Албании, его сняли со всех постов. До отставки самого Хрущева Жуков находился в опале. Его имя запретили произносить. За долгие годы опалы можно было возненавидеть все: партию, страну, народ. Его не раз приглашали эмигрировать в США, другие страны, но он отказывался. Знаете, что Жуков особо подчеркнул в своих мемуарах? «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: я сделал все, чтобы выполнить этот долг».
Последнее обстоятельство, похоже, просто бесит некоторых современных историков. С развалом СССР кампания по дискредитации имени прославленного маршала достигла своего апогея. Был взят на вооружение один из главных принципов геббельсовской пропаганды: чем невероятнее ложь, тем скорее в нее поверят. «Летом 1942 года в должности заместителя главнокомандующего под Сталинград прибыл маршал Жуков, – говорится, например, в опубликованном на страницах одной из «аналитических газет» очерке Леонида Матусевича «Сталинизм в Беларуси (1931-1953 гг.)». – Он посетил авиационный истребительный полк под командованием Героя Советского Союза подполковника Зайцева… Жуков спросил у командира полка: «Были ли случаи в полку, когда бы летчиков расстреливали за то, что они отступают в глубь России?» На что подполковник ответил, что он не умеет расстреливать своих. Тогда Г.К. Жуков построил полк, выбрал наугад четырех летчиков-истребителей и приказал взводу своей охраны тут же расстрелять ни в чем не виновных людей. Просто для устрашения». Тот факт, что летом 1942-го Жуков еще не был маршалом, сталинградские события к «сталинизму в Беларуси» не имели отношения, а изложенная ситуация абсурдна и в принципе случиться не могла ни при каких обстоятельствах, авторов этой и иной подобной лжи никогда не интересовал…

Беларусь чтит четырежды Героя

Впрочем, мягким прославленного полководца назвать также сложно. Но для того были самые объективные причины. «Я как-то общался с личным водителем Георгия Константиновича, – вспомнил на прошедшем в минском Центральном Доме офицеров торжественном собрании, посвященном 115-й годовщине со дня рождения маршала, Анатолий Сульянов – писатель, генерал-майор авиации, военный летчик 1-го класса, освоивший 14 типов самолетов, заслуженный работник культуры БССР. – И он мне сказал: «Жуков был суров, но лишь тогда, когда была сурова обстановка». Ныне же ему приписывают порой что-то совершенно несусветное. Складывается впечатление, что это делается с одной целью: чтобы у современной России не было своих национальных героев».
Но далеко не все идут на поводу у новых «архитекторов истории». Одной из стран, последовательно и скрупулезно сохранившей и приумножающей жуковское историческое наследие, является Беларусь. Иначе, впрочем, и быть не могло. «На территории нашей страны Георгий Жуков служил 17 лет, поэтому Беларусь можно смело назвать колыбелью полководческого таланта маршала, – считает государственный секретарь Совета безопасности Беларуси, в прошлом министр обороны страны Леонид Мальцев. – Здесь он прошел путь от командира кавалерийского полка до заместителя командующего войсками Белорусского военного округа. Георгий Жуков обладал редчайшим даром предвидения, а это в первую очередь и определяет полководца».
К столетию со дня рождения этого выдающегося военачальника на его родине представителями России, Беларуси и Украины был создан Международный общественный фонд имени Жукова. Инициатива его создания принадлежала администрации Жуковского района Московской области. Белорусское отделение фонда Жукова, в свою очередь, выступило инициатором установки памятника в Минске. «Этот бюст стал по-настоящему народным, – отметил в беседе с журналистами председатель Белорусского отделения Международного общественного фонда имени Г.К. Жукова Дмитрий Сенько. – Средства на увековечение памяти великого полководца в общую копилку приходили из всех уголков Беларуси, ни одна область не осталась в стороне. Городские власти также поддержали инициативу ветеранов».
По сути, это лучший ответ всевозможным фальсификаторам. «Отец за свою жизнь не раз подвергался неоправданным гонениям, на него вылилось море клеветы, – констатировала, будучи в Минске, Мария Жукова. – Первый свой подвиг он совершил во время войны, а второй, считаю, – потом, когда написал книгу о Великой Отечественной. Ее он посвятил обычному солдату. Я была маленькой, но помню, как тяжело далась ему эта работа, как много времени проводил в архивах, чтобы рассказ получился достоверным и правдивым». Кстати, ту книгу – трехтомник «Воспоминания и размышления» – семья автора этих строк чудом приобрела в 1988 году на Украине, отстояв в очереди под палящим солнцем Запорожья несколько часов. «Поймать» ее в минских магазинах было гораздо сложнее. Не потому, что не завозили, а потому, что она немедленно расходилась. Сегодня эти три небольшие тома имеют особое значение. «Мы не должны позволять кому-либо искажать наше прошлое, – уверена Мария Георгиевна. – Особенно важно, чтобы правдивую память о войне сохранила молодежь».

Максим ОСИПОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также