В масштабах планеты
За последние десять лет интерес со стороны зарубежья к Беларуси, как к стране, наиболее сильно пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС, стал заметно ослабевать. С течением времени острота любой трагедии притупляется, и чернобыльская в этом плане не стала исключением.
Однако после событий на АЭС «Фукусима-1» в Японии, повлекших радиоактивное заражение прилегающих территорий и отселение проживавших на них людей в радиусе 20 километров, опыт Беларуси по преодолению последствий воздействия радиации, как оказалось, дорогого стоит. И не только со стороны пострадавшей Японии, но и других стран, использующих атомную энергию. Они занялись инспектированием состояния дел в этом секторе, составлением долгосрочных прогнозов на случай форс-мажорных обстоятельств.
– Что касается оперативного реагирования на такие обстоятельства, то оно, как правило, детально продумано, разработано и прописано, – рассказывает директор Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Институт радиологии» МЧС Беларуси, сенатор Виктор Аверин. – Но для того, чтобы составить долгосрочный прогноз, который после происшедшего на АЭС «Фукусима-1» стал весьма актуален, нужен опыт. Он есть у пострадавших стран – у нас, России и Украины.
Однако наиболее эффективен белорусский опыт, считает Виктор Сергеевич. Вывод базируется на конкретных результатах, экспертных оценках, мнениях специалистов, которые сегодня все чаще приезжают в страну. В Беларуси самые жесткие нормы контроля за уровнем радиационного загрязнения продуктов питания, которые не просто продекларированы, а обязательно исполняются.
И прежде всего потому, что весь период после аварии чернобыльской проблеме уделяется большое внимание на государственном уровне. Программа по преодолению последствий катастрофы все годы имеет соответствующее финансовое наполнение, охватывает широкий спектр вопросов, остается одной из приоритетных в стране, несмотря на финансовые катаклизмы. Хорошим подспорьем стали и программы Союзного государства по преодолению последствий аварии.
По горячим следам тяжелых событий в Японии Беларусь сразу предложила этой стране свою помощь. Иначе и быть не могло, говорит Виктор Аверин, потому что эту боль мы пропустили через себя, и нам тогда также помогали всем миром. Страна восходящего солнца в ряду тех государств, которые откликнулись на нашу беду, занимает особое место. Она оказывала существенную финансовую помощь, помогала квалифицированными специалистами, оборудованием, инициировала реализацию целого ряда проектов, принимала на оздоровление наших детей с загрязненных территорий.
– Понятно, что сегодня речь не идет о финансовой помощи Японии со стороны Беларуси. Но вот помощь знаниями, практическими наработками, что не менее важно и ценно, мы готовы оказать, – говорит руководитель научного учреждения.
Несколько месяцев назад в Брагинском районе Гомельской области, одном из шести наиболее пострадавших, но активно развивающихся, побывала съемочная группа московского филиала токийского телевидения. Был снят фильм о жизни на пострадавших территориях спустя 25 лет после катастрофы. Документальный материал увидела в Японии широкая аудитория. После чего на Гомельщине, в том числе и в Институте радиологии, побывали уже представители научных кругов этой страны. В июне и октябре 2011 года Беларусь посещали эксперты Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии.
И вот недавно Беларусь посетила новая делегация из 45 человек из префектуры Фукусима, в которую вошли ученые, экологи, чиновники, аграрии, врачи, журналисты и даже два летчика. Цель визита – изучение опыта Республики Беларусь по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС и возможности его применения в Японии. В Минске состоялись встречи с экспертами Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Беларуси, в ходе которых японской стороне была представлена информация об опыте страны в преодолении последствий чернобыльской катастрофы. А в Институте пограничной службы Беларуси гости познакомились с оборудованием радиационного и дозиметрического контроля, производимым в Беларуси, а также с работой мобильных лабораторий по контролю дозовых нагрузок населения и проверке наличия радионуклидов в продуктах питания.
Затем два дня гости находились на Гомельщине, где изучили работу Республиканского научно-исследовательского института радиологии и Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, расположенных в этом областном центре. Первое научное учреждение занимается разработкой направлений развития регионов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, совершенствованием технологий производства сельскохозяйственной продукции в условиях радиоактивного загрязнения; второе – изучением воздействия последствий катастрофы на здоровье человека, оказанием практической помощи пострадавшему населению. И наконец, побывали в Брагинском районе, показанном в упомянутом выше фильме, где осуществлен широкий комплекс мер безопасности и который, как уже говорилось, благодаря проведенной масштабной работе сегодня активно развивается.
Среди приоритетных проблем для японской стороны на данном этапе – получение безопасных продуктов питания. Конкретных проектов пока нет. Но вполне возможно, что с участием Института радиологии станет возможным начать такой проект, сказал руководитель делегации, проректор государственного университета Фукусимы Сюдзи Симидзу. Гостей интересовало влияние малых доз радиации на здоровье человека, о чем в Гомельской области накоплен немалый опыт, другие аспекты, связанные с радиационным загрязнением.
В характерах трагедий в Японии и Беларуси, природно-климатических условиях стран, других факторах, включающих менталитет, есть целый ряд существенных отличий. Но немало общего, обусловленного природой атома. А потому опыт одной страны, уже прошедшей определенный путь преодоления, безусловно, будет полезен другой, которая только с этим столкнулась. Япония надеется пройти его с белорусской помощью быстрее и успешнее.
Виктор Аверин уже принимал участие в качестве эксперта при разработке нормативных документов во Франции. Есть интерес со стороны Норвегии, других европейских стран. В вопросе преодоления последствий радиационного загрязнения, замечает собеседник, и особенно в плане долгосрочного реагирования, большое значение имеют не только научные и практические знания по сведению последствий к минимуму, использование в этом плане разносторонних наработанных знаний и технологий, но и нормативные документы, регламентирующие этот процесс, законодательные акты, инструкции. Беларусь имеет обширный банк данных, которым готова поделиться.
Когда представители научных кругов Японии, побывавшие ранее в Институте радиологии, попросили Виктора Аверина дать совет, с чего необходимо начать создание аналогичного научного учреждения в своей стране, он отметил главное – оно непременно должно появиться в пострадавшем регионе, а не где-нибудь в центре или в столице. Только так, находясь в непосредственной близости к пострадавшим территориям и людям, наука может быть рентгеном практики и даст весомые результаты.
Валентина ГРИГОРЬЕВА
Фото автора