Память крепка как «Броня»…
В конце лета в небольшом белорусском городке Славгороде перезахоранивали останки трех воинов Великой Отечественной в братскую могилу. В торжественно-траурной процессии принимали участие девять членов российского военно-патриотического клуба «Броня» из Нижегородской области.
В белорусской провинции они оказались неслучайно. Ребята из Арзамаса работали вместе с бойцами 52-го отдельного батальона Министерства обороны Республики Беларусь, которые проводят раскопки на местах былых ожесточенных боев с фашистами с целью установления имен погибших в той войне.
Более того, «Броня» наведывает славгородскую землю не впервые. Подобная экспедиция побывала здесь три года назад. И интерес арзамасцев, а точнее – учащихся и молодых преподавателей местного колледжа к славгородской истории военной поры неслучаен. Летом 41-го здесь на белорусской земле сражалась и понесла большие потери 137-я стрелковая дивизия, которая была сформирована в первые дни войны именно в Арзамасе. И историки-краеведы решили восстановить историю этого воинского соединения, а если представится возможность – и имена героев, которые остаются безымянными.
Как известно, первые военные месяцы сложились крайне тяжело для Красной армии. Полной мерой хлебнули этих тягот и бойцы 137-й дивизии. Сразу же после сформирования соединение отправили эшелонами до Орши, а оттуда – под Могилев для его обороны. Позже поступил приказ ей отойти к городу Пропойску (нынешний Славгород), за реку Сож и там закрепиться. Отходить пришлось с боями. Вот как позже вспоминал об этом бывший начальник штаба 4-й армии генерал-полковник Л.М. Сандалов. «20 июля и в последующие дни между Чериковом (соседний райцентр Беларуси. – Авт.) и Пропойском организованно, в ожесточенных боях с противником переправилась на южный берег реки Сож значительная часть личного состава дивизий 45-го стрелкового корпуса. Наиболее организованно со штабами вышли 132-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора С.С. Бирюзова и 137-я стрелковая дивизия во главе с полковником И.Т. Гришиным».
На рубеже реки Сож дивизии пришлось вести бои более двадцати дней. И в белорусской земле навечно полегло более десяти тысяч ее бойцов. Близ деревни Александровка до сих пор находят останки погибших в то время. И поисковики из «Брони» помогали бойцам белорусского батальона проводить там раскопки. Дело в том, что в Беларуси «самодеятельно» заниматься раскопками мест былых боев запрещено законом. При Министерстве обороны страны для этого создано специальное войсковое подразделение. Ведь здешняя земля напичкана боеприпасами, оружием военных времен, извлекать и обезвреживать которые могут только специалисты.
А началось все с того, что писатель, редактор «Нижегородской правды» В.П. Киселев, собирая материал для своих книг («Заплачено кровью» и «Однополчане»), посетил здешние места. Из его уст ребята из арзамасской «Брони» узнали о том, что их земляки героически сражались здесь. Через представительство Нижегородской области в Беларуси и установились дальнейшие контакты. Для обоюдной пользы.
К слову, смена названия города также связана с войной. До 1944 года Славгород именовался Пропойском. А история смены весьма примечательна. Дело в том, что в традициях Советской армии было давать отличившимся воинским частям почетные наименования тех городов, при освобождении которых они отличились. И называться «пропойскими» было не только неблагозвучно, но и двусмысленно. Рассказывают, что когда приказ о присвоении наименования принесли на подпись к Сталину, Верховный главнокомандующий, попыхтев трубкой, заметил: «Какой же он Пропойск?! Это славный город!» С тех пор скромный райцентр приобрел звучное название, а отличившиеся при его освобождении части и соединения стали называться «славгородскими».
…Нынешняя экспедиция «Брони» позволила поднять из земли останки двух советских солдат. А медальон, который нашли на месте проведения работ сотрудниками местного жилкомхоза члены славгородского поискового клуба «Наследие», помог установить имя еще одного – в медальоне оказалась записка, в которой значилось: «Хачтрян Хачик Самуилович». Он был офицером и тоже погиб здесь.
Однако ребята из Нижегородской земли не только участвовали в раскопках, они познакомились с достопримечательностями Приднепровского края, побывали на некоторых сельхозпредприятиях, увидели современную жизнь в агрогородках. И были приятно поражены тем, чего достигла Беларусь в возрождении деревни.
Еще ребятам импонировало то, что в стране увековечением памяти воинов Великой Отечественной занимаются на государственном уровне. И в деревне Александровке с удовлетворением побывали у памятника погибшим бойцам и офицерам 137-й стрелковой дивизии. В свою очередь, администрация Нижегородской области выразила пожелание установить памятный знак этому воинскому формированию в центре Славгорода. Так некогда скрепленное кровью братство крепнет и продолжается. В нынешних и грядущих поколениях.
Виктор КУБЕКО